Больше рецензий

_Yurgen_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 января 2018 г. 14:17

758

5 Под звуки Casta Diva

«Жизнь трудна, и требует жертв… А их, по новому учению, приносить не нужно»

Из письма Гончарова
(С. 254).

Следует признать, что биография – жанр трудный и не каждому писателю или учёному по плечу. Издательства, признанные лидеры в области такого рода литературы, часто публикуют откровенно слабые скучные опусы, похожие то на «недоношенный» роман, то на необработанный кусок провалившейся при защите диссертации (не дай Бог, если такое удалось защитить!).
То, что написал Юрий Лощиц, можно отнести к авторским негромким удачам. Может быть, свою роль сыграла тихая лира героя книги – Ивана Александровича Гончарова. Кажется, что незаметно прошел автор «Обломова» по дороге отечественной литературы, запомнишись непритязательной публике, лишь одним скандалом, не связанным ни с карточной игрой, ни с взбалмошной любовницей, ни с бегством из собственного имения… Но повторю: "кажется..."
Гончаров посвятил себя литературе, однако нужда заставила долгое время цензурировать чужие, часто совершенно бездарные, произведения. Лощиц тактично и легко пишет о своём герое, пересказывая сложные эпизоды гончаровской жизни. Не остаётся на обочине и творчество Гончарова, самое важное, что может быть в биографии писателя. Здесь, конечно, можно не соглашаться с отдельными трактовками Лощица («Обломов – обломок», например), но следует признать, что биограф пишет живее чем тяжеловесные профессональные гончароведы, чьи интересные находки утопают в толщах анализа философской литературы (например, Краснощекова). Встречаются однако элементы авторского дурновкусия: смерть Достоевского уподоблена гибели древа «русского леса», близкого «тучам и молниям» (С. 338).
Примечателен обзор раннего творчества Гончарова, где уже видна обломовская тема (в книге есть замечательная иллюстрация из рукописного журнала «Подснежник», где толстый герой вещает с дивана). Занимательно описание кругосветного путешествия фрегата «Паллада», в котором принимал участие Гончаров (вот вам и принц де Лень!), хотя, конечно, здесь уместнее читать непосредственно гончаровские очерки, посвящённые этому событию.
Книга оставляет приятные «уютные» впечатления (иногда до обломовской сонливости, но тут это, как говорится, к месту). И главное: она весьма успешно призывает читать произведения Гончарова, прочно забытые (а может и не читанные) со школьной или студенческой скамьи. В этом смысле, я благодарен Лощицу за то, что написанная им биография до некоторой степени помогала мне перечитывать «Обломова»: роман долго «ускользал» и более того, откровенно не нравился, чего, кстати говоря, не могу сказать про «Обыкновенную историю», которую я неоднократно с восторгом перечитывал.

«…Истинное неподвластно времени, ибо оно – вечное»

(С. 360).