Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 января 2018 г. 10:01

4K

5

Прелюбопытное это занятие – сравнение «Автобиографии» Чарльза Дарвина с «Исповедью» Блаженного Августина. Прелюбопытное прежде всего с точки зрения сопоставления служения религии и занятия наукой. В чем-то пути Августина и Дарвина поразительно похожи, хотя идут-то они в прямо-противоположных направлениях. Верующий Дарвин постепенно отходит от веры, отдавая предпочтение научному исследованию действительности (хотя и не отрицает напрямую существование Бога). Умствующий Августин, напротив, постепенно отходит от научно-философских умствований, отдавая предпочтение вере в Бога (хотя и не отрицает достижений некоторых точных наук). Ну, казалось бы, предпочел каждый свое – и замечательно. Один пусть верит, другой пусть исследует – «и все в порядке, и никаких разрух». Так нет же. Наверное, это самое сложное для человека – признать, что Путь, лучший для него, является лучшим именно для него, а не для всех на свете. Вроде бы понять это настолько абсурдно просто, что и не может возникнуть никакой проблемы. Я не занимаюсь наукой, но это не значит, что человек, выбравший науку, заблуждается. Ну чего проще-то? Я занимаюсь наукой, но это не значит, что наука – единственно подлинно достойное занятие на земле. Нет, значит. Однако все же Дарвин как раз ничего такого не говорит. А вот Августин говорит – не про науку, а про Бога. Старая песня, конечно – стоит только кому-то найти Бога, как и он сам и все остальные должны побросать все свои земные дела и присоединиться к нему в его счастливых поисках. Это же Бог, а не какая-то там, тьфу, истина. Впрочем, дело обстоит еще хуже – Бог и есть и Красота, и Истина, а потому незачем заниматься ни искусством, ни наукой. Разве что вот иконы писать, или изучать божественное слово. А, вообще говоря, наука – похоть очей.

«Кроме плотского вожделения, требующего наслаждений и удовольствий для всех внешних чувств и губящего своих слуг, удаляя их от Тебя, эти же самые внешние чувства внушают душе желание не наслаждаться в плоти, а исследовать с помощью плоти: это пустое и жадное любопытство рядится в одежду знания и науки. Оно состоит в стремлении знать, а так как из внешних чувств зрение доставляет нам больше всего материала для познания, то это вожделение и называется в Писании «похотью очей». (Блаженный Августин. «Исповедь»)

При этом не стоит забывать, что

умопостижение, видимо, не считается Августином (идущим по следам Платона и неоплатоников) «похотью очей», так как при умопостижении зрит ум, а не глаза. На это стоило бы возразить, что и всякое научное познание требует умопостижения и не может довольствоваться лишь зрительным восприятием; равно как и всякая философия требует видимого материала, отталкиваясь от которого можно было бы умопостигать – ведь даже для того, чтобы представить видимый мир как мир теней, нужно внимательно наблюдать за этим миром. Но даже если бы мы вывели умопостижение за скобки всякой видимой действительности, то и тут, конечно, желание знать можно обозначить похотью пусть не очей, но - ума. Тебе хочется знать? А зачем? Поверь в Бога, - а, поверив, узнавай Его - вот и все, что следует знать человеку. Такова логика религиозного сознания.

Но все же дело тут не исключительно лишь в фундаменталистских религиозных поползновениях. Вспомним лучшего из философов – Сократа, а он прямо говорил, что высшая ценность – знание, а самое достойное дело для человека, соответственно – познание (то есть именно то дело, которым он сам занимается), а Леонардо да Винчи не просто был великим живописцем, но и пытался доказать очевидное преимущество живописи перед словом. Так что пусть писатели и не пытаются сравнивать свои жалкие словеса с его великими визуальными образами.

«О писатель! Какими словами опишешь ты целостную фигуру с тем же совершенством, как это сделает здесь рисунок? Ты пишешь сбивчиво, потому что у тебя нет понимания, и ты даешь мало знания об истинных фигурах вещей». (Леонардо да Винчи. «Шедевры графики». М.: «Эксмо», 2006. стр. 127).

Да и философия (наука), при всем уважении к ней со стороны Леонардо, тоже явно уступает живописи.

«Живопись распространяется на поверхности цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия проникает внутрь этих тел, рассматривая в них их собственные свойства. Но она не удовлетворяет той истине, которой достигает живописец, самостоятельно обнимающий первую истину этих тел, так как глаз меньше ошибается, чем разум». (Леонардо да Винчи. «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором»)

Как так получается? Почему столь великие люди оказываются столь слепы в отношении столь, казалось бы, очевидных вещей – а именно, что есть разные роды деятельности, и для одного человека может лучше подходить один род деятельности (например, поэзия), а для другого – другой (например, живопись). Но, пожалуй, люди-то и не слепы. Повторюсь, вообще говоря я не думаю, что для многих людей это оказывается какой-то проблемой. Но вот чем руководствуются эти, как может показаться, умные «многие», и не очень умные, хотя и великие единицы?

Занимаясь каким-то делом, человек может придавать этому занятию большее или меньшее значение. До тех пор, пока он не придает своему делу какого-то чрезвычайного значения (смысла), очевидно, он не будет придавать такого значения и вообще-то никакому делу. В противном случае, он просто предпочел бы какое-то другое, реально значимое дело тому, которое он делает. Отсюда все дела оказываются более-менее равноценно бессмысленными. Отсюда же один, в силу большей склонности, может заниматься одним, другой – другим, это нормально. При этом важно отметить, что я рассматриваю лишь ситуацию, в которой человек делает нечто по склонности, то есть занимается чем-то, что он как-то, да выбрал. Этот выбор чаще всего еще трудно назвать по-настоящему сознательным, но все же человек должен делать какое-то дело не потому, что «так сложилось», но именно по своей склонности - лишь в такой ситуации различные склонности и можно как-то сравнивать. И оказывается, что одна склонность стоит другой – что называется, пусть каждый сходит с ума по-своему. Такова позиция если не большинства (большинство, увы, бьется в сетях суровой жизненной необходимости, едва ли имея реальную возможность выбора), то очень многих, и, конечно, это ложная позиция. Очень легко признавать за равноценные действия, равно не имеющие смысла. Не видя смысла в том, чем они занимаются, они закономерно не видят смысла ни в каких делаемых делах. Данную позицию я назову позицией обессмысливающей релятивизации различных родов деятельности.

Впадем в другую крайность – подумаем о Сократе-философе или о Леонардо Да Винчи-художнике. Очевидно, что и тот, и другой придают своим занятиям чрезвычайное значение, а из результатов их деятельности мы видим, что они имеют на это полное право. Так вот, всякий человек, дойдя до понимания высшего значения своей деятельности, автоматически ее абсолютизирует. Смысл и абсолютный смысл суть синонимы. Но слово «абсолютный» психологически не терпит прибавки «только для меня». Нечто, имеющее абсолютный смысл для меня должно иметь такой же абсолютный смысл и для всех остальных. Вот она, главная ловушка абсолютизации – открывая высшее значение определенного рода деятельности, она ослепляет человека в отношении того, что какая-то другая деятельность может обладать таким же высшим значением. Это, конечно, тоже ложная позиция, но теперь мы можем понять логику, из которой эта позиция проистекает. Сократ не просто занимается философией, значение философии для него абсолютно; отсюда, оказывается, что никакое другое занятие и рядом не стоит с философией. Ведь если бы нечто можно было поставить рядом с философией, может, и ему, Сократу, стоило бы заняться чем-нибудь другим? Оказывается, это очень сложно – признавать за равноценные различные действия (действия, совершающиеся в различных сферах деятельности), равно имеющие смысл. Нет, если уж значение моего дела абсолютно, то значение всякого другого дела оказывается относительно ущербным. Соответственно, если мы вспомним о склонностях человека, то абсолютизация подразумевает, что каковы бы ни были эти склонности, абсолютная ценность некоего дела должна склонить человека к исполнению именно этого дела, а все остальные склонности необходимо в себе подавить. И, что намного хуже – все другие склонности необходимо подавить не только в себе, но и у других (ну или до крайности принизить их). Повторюсь - прозрев, человек думает, что все должны видеть одно и то же, а именно то, что увидел он. Увы, но прозрение тоже может ослеплять.

Итак, и релятивизация, и абсолютизация равно сбивают человек с толку (с одной стороны через обессмысливание всякого дела, с другой – через высмеивание всякого дела, кроме осмысленного моего). Что же ему поможет? Философия, конечно:) Во всяком случае разумному человеку ничто не может помешать ясно увидеть как то, что одно дело не обязательно равноценно другому (но есть дела более и менее осмысленные), так и то, что не может быть никакого одного дела, ни подходящего для всех, ни превосходящего все остальные. Картина Леонардо, являющаяся воплощением Абсолюта (точнее – стремления к Абсолюту) Прекрасного тем не менее не мешает Сократу или Платону стремиться к воплощению Абсолюта Истины. Мы это видим фактически, так как есть соответствующие картины и соответствующие же рассуждения. И служение Богу не является исключением из этого правила, что бы там ни писал на эту тему даже и такой авторитет как Августин. На самом деле, в той же «Исповеди» Августин во многом сам же себя и опровергает. Ведь он, при всем желании, не в состоянии избавиться от того самого праздного, по его мнению, научного любопытства. Он наблюдает за действительностью и делает выводы. Почти любой вопрос вызывает у него желание дать какой-то ответ, вовсе не сводящийся к тому, что «так устроил Бог». Нет, ему хочется дать научный, ну или философский ответ, иначе нет спокойствия его душе. Конечно, когда он рассуждает о времени, он полагает, что все его рассуждения увязываются с понятием Бога (Бог - в вечности, творение – во времени), но я думаю, связь даже и тут крайне сомнительная. Его интерес и к этой и к другим проблемам, скорее научно-философский. Но давайте послушаем самого Августина:

«Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю… Но откуда, каким путем и куда идет время, пока мы его измеряем? Откуда, как не из будущего? Каким путем? Только через настоящее. Куда, как не в прошлое? Из того, следовательно, чего еще нет; через то, в чем нет длительности, к тому, чего уже нет. Что же измеряем мы как не время в каком-то его промежутке? Если мы говорим о времени: двойной срок, тройной, равный другому, и т. д. в том же роде, то о чем говорим мы, как не о промежутке времени? В каком же промежутке измеряется время, пока оно идет? В будущем, откуда оно приходит? Того, чего еще нет, мы измерить не можем. В настоящем, через которое оно идет? То, в чем нет промежутка, мы измерить не можем. В прошлом, куда оно уходит? Того, чего уже нет, мы измерить не можем.

Горит душа моя понять эту запутаннейшую загадку. Не скрывай от меня, Господи Боже мой, добрый Отец мой, умоляю Тебя ради Христа, не скрывай от меня разгадки; дай проникнуть в это явление, сокровенное и обычное, и осветить его при свете милосердия Твоего, Господи. Кого расспросить мне об этом?»

Так кого же расспросить Августину? Сам-то Августин уверен, что только Бог подскажет ему разгадку. А мы должны увидеть, что - нет, не Бог. Бог не подсказывает ответы на такого рода вопросы. Возможно, вечность в каком-то смысле еще может считаться Его вотчиной, но время (как объект исследования) – нет. Не Бог подсказал Августину ответы относительно природы времени и не Бог подсказал Дарвину ответы на вопросы о происхождении видов. Ну не Бог, и все тут. А если не Бог, то – дьявол? Ха, это вот уже чисто религиозная логика:) А мы все же будем руководствоваться логикой научной.

А куда привела научная логика Дарвина? Выше я говорил, что Дарвин не настаивает на том, что наука – единственный подлинный путь для человека. Однако, есть в «Воспоминаниях» один любопытный эпизод, показывающий, как заявляет о себе абсолютизация значения той или иной склонности:

«Прочитав книгу Уайта «Селборн», я стал с большим удовольствием наблюдать за повадками птиц и даже делал заметки о своих наблюдениях. Помню, что в простоте моей я был поражен тем, почему каждый джентльмен не становится орнитологом».

Пораженность молодого Дарвина просто сверхсимптоматична! Почему он так поражен? Потому что полностью вовлечен в наблюдение за птицами – а любая полная вовлеченность психологически исключает возможность увлечения чем-то другим – причем не только для себя, но и для других. Полнота увлеченности требует увлечь за собой всех до одного. Но ведь очевидно, что орнитология – занятие вовсе не для всех! Поэтому я и выбрал пример с орнитологией – в силу нелепости притязаний абсолютизации в данном конкретном случае. Да, эти притязания нелепы, но, тем не менее, они все равно заявляют о себе. Но притязания Бога, хотя и более весомы, все равно по сути настолько же нелепы. Бог – это еще не все. И Бог – это ни в коем случае не Истина. Не забывайте об этом.

Комментарии


Очень интересно, спасибо :)
Хочется написать такой же по объёму комментарий, но не смогу сделать это так же ярко.

Исповедь Августина читал когда-то, перечитывать не буду. Очень уж витиевато он пишет. В вашем пересказе гораздо понятнее получается :)
Аналогия с Дарвином очень тонкая. Думаю, Дарвин в конце жизни был уже вполне убеждённым "христианским атеистом". А Августин -- один из признанных основателей науки, и вера ему в этом не помеха. И не только не помеха: Августин считает, что только вера и помогает в познании: не было бы Бога, мы не смогли бы проникнуть в Его Истину, потому что никакой Истины не было бы. Вот же интересно, а как Августин чувствовал себя в традиции Сократа-Платона? Те же не опираются на своих богов, а он несомненно развивает их методы.

Леонардо был несомненным гением разносторонности, но, как мне кажется, его вклад именно в науку довольно ограничен. Ему достаточно было "увидеть очами", а дальше всё не обязательно. Увидел танк, нарисовал -- и больше ничего не надо:
leonardo-vigilance
Ну, а то, что при такой конструкции колёса у танка будут крутиться всегда в противоположных направлениях -- это мелкие детали, не достойные изучения...
Хотя я согласен: рисунок имеет свои преимущества по отношению к тексту. Достаточно попытаться определить ту же птицу по зоологическому описанию. Это ещё та задача. А по картинке это сделает любой дурак. Или, к примеру, Даль в словаре о жирафе пишет так: животное с несуразно длинной шеей и вислым задом. Представляем себе тощую старую клячу, а на самом деле это прекрасное животное.
Насчёт "глаз меньше ошибается" тоже можно поспорить.
В общем, Леонардо как научному авторитету далеко до Августина или Дарвина.

Про обессмысливающую релятивизацию и абсолютизацию очень интересно.
Я на себе испытал оба эти соблазна. Да, думаю, я не один такой. И да, большинство людей релятивизирует и абсолютизирует от безысходности, от отсутствия реального выбора.
Интересно, да.

И, кстати, когда я смотрю на стаю чечёток, кормящихся зимой семенами берёзы, в этот самый момент я абсолютно искренне считаю, что это должен видеть каждый. Ничего более интересного и важного в мире нет и быть не может :)))


Спасибо за оценку текста, а равно и за комментарий:) "Дарвин и религия" - отдельно очень интересная тема, атеистом он себя напрямую не называл, а конкретно христианство задушил в себе основательно. Вот тут - очень хорошая подборка суждений Дарвина о религии. Августин действительно пишет довольно, не то чтобы витиевато, но, в общем, я понимаю, почему вы назвали его стиль витиеватым. Но Платон - тот тоже, в своем изящном языке, конечно, далек от простоты Сократа. Сам Августин сравнивал изысканные и простые слова с посудой, в которой подают пищу - очень, по-моему любопытное, и ... изысканное сравнение:)

Рисунок, несомненно, имеет много преимуществ, но я на стороне слова. При этом философское слово, конечною, имеет массу преимуществ перед словом писателя. Шутка:)

Чечёток, кормящихся семенами березы, я никогда не видел - жизнь проходит зря:( Или - самое интересное в жизни еще впереди:)


Delga про посуду залудила так же витиевато, как это любил делать Августин :))) или Delga цитирует Августина? Честно говоря, не понял: либо это сам Августин, либо удачная под него стилизация.

Правславие же .ру очень хочет взгляды Дарвина представить как можно более согласными с их собственной позицией. Их легко понять. Думаю, если на этом сайте поискать, они и Эйнштейна и прочих учёных не преминут заполучить в свою компанию.

Я тоже за текст. Картинки должны помогать его пониманию, но заменить текст не могут.
А чечёток вы, я думаю, видели, но принимали за воробьёв. Это не самая распространённая в наших краях птица, но и не скажу, что редкая :)


Нет, это Августин собственной персоной:) Подборка же высказываний Дарвина как раз вполне беспристрастная, что меня немало, но приятно удивило. От слов Дарвина никак не притянуть его к христианству, а уж тем более - к православию:)


Дарвин всегда отличался осторожностью в выражениях. Не хотел затевать дискуссий, потому что в публичных выступлений не любил. В частности, в "Происхождении видов" он не заявляет ничего по поводу происхождения человека.
А вот о якобы религиозности Эйнштейна всё время слышу, хотя никогда не встречал ни одного надёжного свидетельства его посещения синагоги или какого-либо другого храма.
А больше всего меня раздражает, когда какие-нибудь учёные рассуждают, например, об исследованиях мозга с помощью современных методов и о его эволюционном происхождении -- и при этом восхищаются тем, как его сконструировал Создатель. Наталья Черниговская это очень любит делать. Ясно, что Создатель в этом контексте существует только для красного словца. Но ведь красные слова могут быть разные. За каким хреном ей нужны именно такие, для меня вечная загадка.


Докинз в "Бог как иллюзия" о религиозности Эйнштейн неплохо написал - опять-таки с хорошей подборкой собственных высказываний Эйнштейна. Что касается Создателя, то тут беспроигрышный вариант - можно бесконечно оспаривать научные теории, а потом спокойно заявить, что эти теории просто подтверждают божественную волю:)


"Бог как иллюзия" не читал. Мне хватает собственного атеизма :)
Наталья Черниговская ничего такого не имеет в виду. Это у неё стандартная фигура речи. Но когда она умрёт, эти её высказывания аккуратно соберут в кучку и объявят какой-нибудь святой чудотворицей -- вот чего она добьётся погоней за риторическими красотами :)))


является лучшим именно для него, а не для всех на свете. Вроде бы понять это настолько абсурдно просто

что за антигосударственные рассуждения. Вы анархист-индивидуалист?

Поверь в Бога, - а, поверив, узнавай Его

один чувак говрил так

Бороться я могу лишь за то, что я люблю. Любить могу лишь то, что я уважаю, а уважать лишь то, что я по крайней мере знаю.


Платон всю жизнь считал свой разум правильным, а Августин - свой дух. Им хорошо бы было пожениться.

Так что пусть писатели и не пытаются сравнивать свои жалкие словеса с его великими визуальными образами.

да, Лев Толстой тоже любил этот прием. Что-то типа "а здесь та область, что не поддается логическому обоснованию, поэтому уйдите, смерды"

Как так получается? Почему столь великие люди оказываются столь слепы в отношении столь, казалось бы, очевидных вещей

Человек велик, как правило, в одном, очень у него оттопыренным в сравнении с остальными, направлении. Человеческое несовершенство распространяется на всех и оно касается не тех мест, где человек велик, а тех, где он ущерблен. А у великих ущерб еще более ярко выражен, потому что этот человек на виду и на фоне великого ему не прощается несовершенство. Будь это не так - не нужны бы были волшебные совершенные боги. Ну, а, кто понимает все это - тому великим не стать (моя теория).

все дела оказываются более-менее равноценно бессмысленными

здесь машет рукой Камю, я тоже согласен и, тем более, согласен ты, поскольку сам это написал. Все остальные, ранее упомянутые, имеют иную концепцию мировосприятия. С ней уже приходят в этот мир, поэтому это можно обсуждать между собой, но навязать кому-то другому - еще одна бессмысленность. К нашему муравейнику наиболее близок Сократ, да.

Почему он так поражен?

ну, там некоторые деятели считают, что до 21 года человек еще способен накапливать детский материал, всю непримиримость и твердые устои в правилах. Не уверен, что это так, индивидуально. конечно, тем более, что нужно знать - каков был возраст Дарвина и принять к расчету коэффициент акселерации.

В общем, все интересно, лишний раз подтверждает собственные теории и бессмысленно, ибо именно на подобном строится, например, вечная война между религиозными конфессиями. Берется новое направление, в том же христианстве и подгоняется под себя с неопровержимыми для себя доказательствами, подбираются сторонники и здравствуй вечный джихад.


Человек велик, как правило, в одном, очень у него оттопыренным в сравнении с остальными, направлении.

Верно, Ницше по этому поводу немало сокрушался, говоря об Ухе, величиной с человека:

«Это – ухо! Ухо величиною с человека!» Я посмотрел еще пристальнее: и действительно, за ухом двигалось еще нечто, до жалости маленькое, убогое и слабое. И поистине, чудовищное ухо сидело на маленьком, тонком стебле – и этим стеблем был человек! Вооружась лупой, можно было даже разглядеть маленькое завистливое личико, а также отечную душонку, которая качалась на стебле этом. Народ же говорил мне, что большое ухо не только человек, но даже великий человек, гений.

Заратустра, конечно, заклеймил народ... Но, как не стать Леонардо, не ставши Глазом, или Моцартом, на ставши Ухом? Только сверхчеловек ответит на этот вопрос:)

Ну а смысл - смысл все же есть. То есть пока текст пишешь, он точно есть, а иногда и в комментарии заглядывает:)


Смысл исключительно для нашего муравейника. Да и то, мы скорее не что-то новое узнаем, а больше нуждаемся в поддержке типа "какой-то идиот думает также, как и я. Нас уже двое идиотов"


Для муравейника - власть над муравейником. Смысл более менее индивидуален. хотя не могу не согласиться с тем, что всякая "передача смысла", так или иначе формирует новый муравейник, в котором функция поддержки становится очень важной.


Любая социальная сеть уже формируется по принципу муравейника. Вернее, изначально муравейник формируется из русскоязычных людей, которые уже находятся под давлением менталитета. Затем эти люди кучкуются дальше, по интересам, сначала это вообще принцип интернета, затем, для ЛЛ, читающие и читающие зачастую одни и те же книги. А когда ты кого-то добавил в друзья, то это уже совсем осязаемая локация. Ну, если добавил осознанно, а не всех подряд. Я, кстати, случайных выгоняю их своей френдленты.
"Власть", так понимаю, не в буквальном смысле слова, ибо у нас власть не в основных приоритетах. В отличии от того же Августина


Не знаю... В социальной сети как раз нет вот этой "совсем осязаемой" локации. И связь поддерживается не по необходимости (находимся в одном месте), а по стремлению ее поддерживать. Поэтому, вероятно, этот самый муравейник и не формируется. Иногда даже хотелось бы большей муравьиности - более осязаемой связи. Уверен, многим именно ее и не хватает в социальных сетях.


Уверен, что и не иногда. На темы литературы так и нет нормальных ресурсов, где общение не скатывается до бабской болтовни и не упирается в узкую специализацию. По идее человек изначально привлекает некоей концептуальной общностью и именно поэтому его фрэндят. Это в идеале. Я бы тут же слепо зафрендил Беллоу, Марк Твена, Оскара Уайльда, Моэма, Мопассана, Флобера, Эмили Бронте


Нормальный ресурс - тот, где есть серьезная общая активность - получается, тот самый муравейник, но в котором каждый - индивидуализированный муравей. А ресурсы... проблема в том, что найдешь какой-нибудь ресурс, а там последняя активность за 2013 год, и активничают полтора человека. Без комментариев:)


По тому, куда ветер дует даже на ЛЛ, видно, что активность на ютубах, твитерах и вконтакте. Попробуй в тематическую группу вступить. Был я недавно на каком-то смешном ресурсе, редкостная дичь по своему содержанию, там пользователи друг другу рейтинги формируют и вынуждены ходить и улыбаться всем. Но при этом, конечно, таят черную ненависть и зависть друг другу


Ютуб, да, сейчас похоже на пике. Когда начнет загнивать, наверное, и я туда доберусь:) Правда, ютуб могут запросто заблокировать по политическим причинам.


У них еще ничего не получилось заблокировать. Ни одного ресурса. Как пользовались, так и пользуемся


- Анархисты-индивидуалисты не признают блокировок.
- Зато власть их признает.
:)


Интернет - это сеть общественная, а мороз, что она вырабатывает наш. Но ключ я вам все равно не дам


Про Леонардо не знаю, а Моцарт где-то здесь. Он никуда не делся, я его чувствую. У меня ребенок слушал Моцарта примерно с 2-3 месяцев после зачатия. То есть, 7 месяцев в утробе и потом еще полтора года


Если речь о конкретном джихаде, то я за тебя


Тогда я назначаю себя уполномоченным пророка и объявлю священную войну. Например, Дании. Зачем датчане замучили своего принца Гамлета? :)


Тот Гамлет очень отличался от шекспировского и это хорошо. Потому что ради шекспировского я бы и чихнуть поленился


Есть только один Гамлет - тот, шекспировский:)


Ну вот еще) Я эту пьесу пережил исключительно потому, что воспринял только голый сюжет и воспринял его буквально. С отсылкой на реальную историю. А шекспировский -он лжив хотя бы тем, что там Гамлет должен быть жирным и задыхающимся. Ни разу его таковым нигде не видел


Ну, это детали, типа лысеющего Вронского - тут восприятие читателя-зрителя корректирует зарвавшегося автора:)


Это принципиально иной подход к герою у абсолютно всех зрителей. Образ по сути исказили. Сделали его более жестким. Мечущийся толстяк должен был вызывать сочувствие иного рода