Больше рецензий

Ferzik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 января 2018 г. 21:03

834

3

Кэролайн Грэм - "Убийства в Бэджерс-Дрифте".

Сериал "Чисто английские убийства", снятый по произведениям Грэм, я помню плохо, хоть впечатления в общем и целом сохранил о нем положительные. Разумеется, когда и саму Грэм стали переводить, не смог упустить возможность приобщиться. "Убийства в Бэджерс-Дрифте", правда, уже выходили на русском, но книга редкая, я ее разок-другой видел у букинистов и пожалел денег. Ну да ладно, главное удалось наверстать, а значит, можно высказаться.

Не нужно обращать внимание на стандартное "Кэролайн Грэм - лучший автор детективов со времен Агаты Кристи" на обложке. Ко временам Агаты Кристи "Убийства в Бэджерс-Дрифте" вообще и близкого отношения не имеют. А все почему? Золотой век считается классикой не только из-за давности. Тогда реально практиковалась честная игра с читателем и писателем, и детективное произведение представляло собой головоломку без побочных излишеств. Что такое, по сути, Агата Кристи? Если грубо, убийство, расследование и развязка. Конечно, всё это в какой-нибудь уютной обстановке, но у того же Пуаро метод выяснения правды не отличался многообразием: расспросы и иногда ловушки. Герои, кроме главных, могли быть статичными, зато план преступления отличался оригинальностью. А больше ничего и не нужно.

Позднее то ли из-за нехватки идей, то ли из-за моды, то ли из-за стремления поразить общество, писатели перестали брезговать пошлостью. На книжных страницах начали появляться всевозможные намеки и извращения. До сих пор вспоминаю первый роман Элизабет Джордж, выдержанный как бы в приятном классическом стиле, а в финале... [махнул рукой]. Ну и Грэм не сильно далеко ушла: уже в прологе мелькнула тема секса, а в середине одна из глав закончилась чем-то таким, неприятно намекающим. Про концовку говорить не буду, дабы случайно не наспойлерить. Не Джордж, нет. Но...

Поймите меня правильно: я читал разное. В современных триллерах как только маньяки не маньячествуют, а извращенцы не извращаются. И это нормально. Но классика и стилизация под нее, на мой скромный взгляд, должны быть чистыми, как слеза. Я встречал несколько произведений, написанных уютным, теплым слогом, где в конце автор сбивается на непотребства. Джордж уже назвал, про Грэм откровенничать не буду, еще Гилберт Адэр, помнится, в "Закрытой книге" отличился... И ни один при этом не приблизился не то, что к уровню Кристи; даже к середнячкам Золотого века не подошел. Когда пытаешься сотворить одно, а потом сбиваешься на другое, это выглядит дешево. А я слишком люблю настоящие детективы, чтобы стерпеть и промолчать.

Жаль. Из этих героев, колоритной английской деревни и мягкого юмора (чего стоит одна жена старшего инспектора Барнаби, патологически не умеющая готовить) можно было бы выжать много интересного.