Больше рецензий

mamamalutki

Эксперт

по веселеньким пересказам

7 января 2018 г. 16:47

1K

4

Есть ли точка, в которой заканчивается одно произведение Крапивина и начинается другое? Нет такой точки. Этот автор плетет свою волшебную паутину сразу во всех временах и галактиках, мастерски пересекая персонажей. Любителям пасхалок сюда, это уж точно.
"Рыжее знамя упрямства" - это заключительная часть трилогии, начало которой я не читала. Такой опыт в моей жизни уже был - это "Острова и капитаны", где третья часть великолепно зашла без всяких предварительных объяснений. Здесь примерно тот же случай. Единственный минус в таком бессистемном чтении - это невозможность узнать подросших героев, бывших мальчишек, порадоваться или поплакать об их судьбе.
На самом деле, книга в творчестве Крапивина самая что ни на есть характерная. И, честно говоря, я не жалею, что уже много лет не читаю "позднего" Крапивина. Сделала несколько не самых приятных открытий.
Творчество Крапивина для меня всегда состояло из нескольких блоков:
- реализм (как правило, ранний и сугубо пионерский - "Болтик", "Оруженосец Кашка", "Журавленок и молнии")
- сплошные корабли (в этой категории читала мало, но из прекрасного - "Трое с площади Карронад", "Колыбельная для брата")
-роскошная фантастика ("В глубине Великого Кристалла", "Голубятня на жёлтой поляне")
- и особняком для меня стояли сказки, хотя их тоже можно в фантастику ("Тополиная рубашка", "Дети синего фламинго")
Что же здесь? Здесь смешаны "сплошные корабли" с "роскошной фантастикой". Для меня эта смесь оказалась гремучей. Корабельная тематика, выписанная с зубодробительными подробностями, мало вяжется с "рассуждательной" фантастической тематикой. Кроме того, фантастическая часть не раскрыта вот совсем (хотя в сюжет это укладывается - мол, не подрос еще тот математик, что направит энергию времени в практическое русло). Вот прям из разных книг это всё. Хотя отдаю себе отчет, что, читай я цикл с самого начала, глубже прониклась бы этим сочетанием.
Мальчишки прекрасны, как и всегда, как и везде. Честные, принципиальные, бескорыстные - и десятилетние, и те, что успели подрасти с начала цикла. Противные товарищи - как всегда - женского пола, к этому я привыкла и прощаю Владиславу Петровичу - ну вы знаете, эти противные училки, тетки психологини, непонимающие мамы и девочки с оформившимися фигурами.
Сказка, которую сочиняет мальчик Игорь, очень хороша, атмосферна и интересна. Отлично сюда вписывается, читается задорно, межконтинентальная дружба присутствует, дракозлик Гриша - чудесен.
Но что здесь торчит корявым зубом - так это религиозная составляющая. И вроде бы в начале автор проезжается по дяденькам в рясе, накладывающим лапу на "принадлежавшие ранее церкви" здания и территории, но впоследствии неоднократно использует молитвы и богословские беседы как показатель высокой духовности персонажей. Не верю. Точнее, не понимаю, зачем именно этому автору использовать этот прием. Уж у кого-кого, а у Крапивина стальной характер и принципиальность, доброта и ум персонажей никогда не требовали религиозной жвачки. Царапнуло.
А в целом - книга неплохая. Наверное, нынешним десятилетним детям понравится. К сожалению, мне уже не десять, и сравнить непредвзято не получится. Остается перечитывать старое и любимое. картинка mamamalutki картинка mamamalutki

Прочитано в рамках ДП-2018, ОЗ-январь, команда "Атомные кроты"