Больше рецензий

6 января 2018 г. 07:10

232

5

Так странно - я очень люблю семейные саги, но довольно редко их читаю. Наверное, потому что герои таких книг обычно глубоко прорастают в меня, и какое-то время после чтения я постоянно думаю о них и о том, что "и так в жизни бывает тоже". Я люблю ритм семейных саг, их неторопливость, размеренность и некую, что ли, обыденность - ну что интересного в жизни обычной семьи? Хотя нет, опровергну сама себя: жизнь каждой семьи по-своему необычна и достойна быть сагой.
Мне кажется, что все семейные саги интересны по-своему. При том, что жанр не подразумевает большого разнообразия, каждая семейная история цепляет чем-то своим: Улицкая показывает определённую эпоху через призму истории семьи, Маркес зачаровывает мелодией имён и мистицизма, Рубина рассказывает, как любимая мамина подруга - невозможно перестать слушать. А что же Исабель Альенде? Чем заворожил меня ее роман?

С самых первых страниц меня не отпускало чувство, что Альенде выступает в двух ипостасях: в первую очередь, как представитель плеяды латино-американского мистицизма. "Дом духов" начинается как чудесная сказка: неопределённое время и место действия, девушка-русалка с зелёными волосами, ее сестра, умеющая передвигать предметы силой мысли, чудак-дядюшка и невероятная зверюга Баррабас. Всё это обещало удивительную историю, и на первых страницах всё так и было. Но потом появился герой, связывающий сказку с действительностью. Правда, изначально и он выглядит романтиком, юношей бледным со взглядом горящим(с), который ради любимой едет в глушь, не в Саратов, но в горы, в шахты. Смерть Розы делает и саму историю, и главного героя более земными, особенно учитывая то, что Эстебан Труэба едет в своё родовое поместье, чтобы его возродить. Это ему удаётся, но земля перерождает его в деспотичного насильника. Самое ужасное, что со временем оказывается, что и все окружающие землевладельцы подвержены тем же порокам: они считают себя хозяевами жизни и ни во что не ставят окружающих их крестьян.

Кажется, что смерть матери и любовь к молодой жене меняют Труэбу, но это не так - он остается тем же вспыльчивым и деспотичным, что не мешает его жене мирно сосуществовать с ним и долгие годы оставаться наполовину в мире духов. Мне кажется, что Альенде на примере семьи Труэба показывает нам отношение к жизни целого народа: спокойно воспринимать гнев властьимущих и не бороться за себя, пока ситуация не достигнет критической ситуации.

Итак , жизнь семьи Труэба течёт счвоим чередом - рождаются и растут дети, случаются землетрясения, нашествия термитов и выборы, Клара живёт в мире духов, Эстебан занимается бизнесом и политикой, и все дорожки и тропинки подводят нас к последней части, которая подтверждает то чувство, которое не отпускало меня с первых страниц чтения романа: эта книга о чём-то очень личном, о том, что болит, и единственный путь избавиться от боли - проговорить её, трасформировать, выплеснуть на бумагу. Это и есть вторая ипостась Изабель Альенде, внучки президента Чили, которая говорит с нами не только языком сказок, но и языком племянницы убитого президента, которая несет эту боль через годы.

Последняя часть книги окунает нас в жестокую реальность государственного путча и прихода к власти военной хунты, которая сминает все на своем пути: бомбит президентский дворец, пытает и убивает без разбора, репрессирует, запрещает, запугивает. В книге символом жерты выступает Хайме Труэба - интеллектуал, меценат, врач, лечащий бедняков. Он помог многим людям, но его подвергают жестоким пыткам и убивают без суда и следствия. И таких людей, уничтоженных тиранией, тысячи... В моих глазах все тирании одинаковы, как и судьбы их жертв. Но Альенде, в отличие от того же А.Рыбакова, который создал страшнейшее в моих глазах свидетельство о сталинизме, показывает нам трагедию чилийского народа очень по-женски, через историю семьи Труэба. И здесь мы видим две вещи: во-первых, подтвержение того, что революция пожирает своих детей. Ведь именно Эстебан Труэба, консерватор, землевладелец и старый упрямец, поспособствовал перевороту в своей стране. Страх перед красной чумой помешал ему увидеть чуму в военной форме. И ни его богатство, ни положение в обществе не уберегли Альбу,единственную внучку сенатора - мятежную, как ее отец, мечтательную, как бабушка, и упрямую, как дед. Причём пожирает ее тирания руками родственника - такого же, как она, внука ее деда, только от незаконнорожденного сына. Внука тоже зовут Эстебан, и он - кривое отражение деда: злой, обиженный и чувствующий себя обделённым. Сколько их было - таких эстебанов в разных странах в разные периоды истории, во времена инквизиции, французской и октябрьской революции, при фашизме, сталинизме, исламизме....

В книге Альенде Альба проходит все круги ада только за то, что была счастливой, любимой девочкой, за то, что у неё был дедушка, за то, что она была просто хорошим человеком. Альба проходит через застенки, сохранив верность своему имени - белая. Она возвращается к деду изуродованная физически, но не сломленная морально. Альенде заканчивает книгу философским финалом: жизнь продолжается, надо верить в лучшее, мыть окна и красить стены великолепного дома на углу и ждать любимых. Только отчего-то грустно, когда понимаешь, что тирания в одной далёкой латино-американской стране задержалась в итоге так надолго...