Больше рецензий

3 января 2018 г. 17:02

204

5

Прочитал вторую олдёвскую трилогию про Ойкумену, "Городу и Миру". За день осилил, такой я молодец. Каждый раз вот, как берёшь Олди, которых вроде любишь рассудочной любовью, так и не можешь оторваться. И не та это любовь, где ты залип на персонажа и читаешь только него; я могу к персонажам остаться довольно ровен. Но язык!.. но сюжетопостроение!.. В подзаголовке написано "космическая сюита" - так сюита и есть; читаешь книжки по отдельности - вроде бы читаешь байопик; потом в конце все отдельные ручейки-линии сливаются в мощную тугую волну, закручиваются, раскрываются - и вот тебе смысл, и вот тебе суть истории. Ох, как же они выстраивают архитектонику!
Плотные, насыщенные тексты; до какого уровня ни копни - везде лежит, завёрнутое, что-нибудь вкусненькое, какая-нибудь деталь, маленький эпизод, который за границами текста разрастается и расширяется, из которого самого по себе можно извлечь целую историю. И умолчания, лакуны в тексте; ох, каждый раз удивляешься, как Олди умеют плести эту сеть.
Если история Борготты была про энергетов, история Регины - про техноложцев. Очень много мыслей для обдумывания можно из текста извлечь; я вот, например, попутно отловил нужное языковое воплощение для обозначения некоторых сложностей коммуникации. И хочется думать, обдумывать; тем более что оно ведь остро. Один из лейтмотивов - насилие. Насилие как инструмент. И кажется, что авторы слукавили, недосказали; есть большая разница между Монтелье и Рюйсдалом, нет? Между Рюйсдалом и "львом Пхальгуны", нет? Есть насилие, на которое ты согласен, и насилие, которого ты не ожидаешь; есть желанное насилие и то, которого не можешь позволить. А и это же - тропка в сторону.
За что ещё не могу не любить Олди - они добрые. Чёрт возьми, какие же прекрасные миры они творят!

спойлер
Что Ойкумена? - страсти, и трусость, и политические игры, и фашизм - всё как у нас, нэ? Но вот финал - и там, где иной убил бы, где я бы, как автор, убил - смотрите, что натворили! - они спасают - всех. И не "богом из машины" - собственными силами героев. Там, где кто-то написал бы, что спасся Артур, или Артур и Регина, или, скажем, все, кроме химеры - Регина сумела всех увести за стену, но животные чувствуют иначе - у Олди спасаются все. На грани вскрываются вскрытые резервы. Шестеро Регин, наяву, не видя разницы между реальностями, закрывают купол. Её флейта играет. Да, ларгитасцы оторваны от остального мира - но разве им, участникам далёких экспедиций, привыкать к этому? А ведь ещё не вырос Артур, нераскрытый козырь. Почему увеличивается Саркофаг? Не потому ли, что кто-то внутри продолжает свои исследования?
За что страшно, так это за мир. Вот разрастётся Саркофаг, соединятся две реальности - и что тогда будет с энергетами? Они ведь умирают под Скорлупой. Они же не менталы, чтобы остановить свои неосознанные жизненные процессы. Что с ними будет, если Саркофаг действительно пойдёт в космос? А я люблю энергетов, у меня там, знаете ли, целая система офигенно прекрасных гематров. Есть, конечно, варианты (возможно, это стоит сравнить с нырянием - не пытайся дышать под водой, но на некоторое время задержать дыхание ты сможешь). Однако вопрос остаётся открытым.
свернуть

Очень позитивный финал. Деяние приводит к победе; враги объединяются в решении совместной загадки. Мир несовершенен, но в основе своей гармоничен. Ох, какого же худшего можно бы было ожидать, будь это не Олди!.. Не отказывая миру в сложности, они, тем не менее, раз за разом умудряются дать ему надежду. Так можно начать даже любить человечество.
Ну и некоторые интертекстуальные моменты. Части про психиров напоминают о роджеровском "Мастере снов". А уж "непознанное и непознаваемое" из речи Ямы - это вообще очень приятный привет.) Всегда хотелось мне посмотреть на развёртывание этой максимы; вот, посмотрел. Так, может, и при чтении "Князя света" появятся новые интерпретации - нужно бы проверить.
Такая замечательная, такая питательная пища для ума. Невозможно Олдей не перечитывать.