Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

15 декабря 2017 г. 10:30

680

2.5 Да здравствует колхоз «Власть труда»

1929 год. Где-то в центре России организуют колхоз. Председателя уже из города прислали, и он ведёт собрание.
-- Товарищи! Как мы назовём наш колхоз? Можно "Путь Ильича". Или вот "Заря коммунизма" -- тоже хорошее имя. Какие будут предложения?
Колхозный интеллигент:
-- Нет! Давай лучше назовём его "Лопе де Вега"!
Председатель:
-- Ну-у-у... имя, конечно, подходящее. А почему именно Лопе де Вега?
-- Нравится: на "@#-твою-мать" очень похоже.


Я всё понял про Владимира Тендрякова. Его книги не обязательно читать до конца. Начало бывает крутое, продолжение гораздо бледнее. В этот раз в конце стало вроде снова интересно, но не надолго. Финал просто никакой. Понятно почему: автор довёл рассказ до современности, не знает, что будет дальше, и вслед за Исааком Ньютоном отказывается измышлять гипотезы.

А начало-то по-настоящему захватывающее. С Дальнего Востока возвращается красный партизан и начинает строить в селе Пожары коммуну. И это ещё до официального начала коллективизации. А метод строительства у него один: партизанский.
Сегодня ко всяким таким "строителям" отношение вполне однозначное. Но, когда писал Тендряков, общество, воспитанное коммунистической пропагандой, оценивало их деятельность в целом положительно. Списывали "перегибы" на время и политическую обстановку, и это в общем-то легко понять. Но Тендряков, похоже, имел до некоторой степени иммунитет к пропаганде. Может быть, сказалась фронтовая закалка, может быть, что-то другое, не знаю, но он описывает этих "сельских пролетариев" без малейшей симпатии, не сглаживает углы и не пытается что-либо приукрасить. Правду пишет, это совершенно точно.
Народ у него, включая сельское начальство, вкалывает от зари до зари. И если нет результата, то это не их вина. Это вина системы. Вслух автор об этом не говорит, но это отлично чувствуется.
Вера людей в светлое будущее тогда достигла апогея и стала покруче веры христианской. И это тоже правда. (Ещё лучше это показано в бессмертном фильме "Служили два товарища".)

Но на этом всё кончается. Деревенская романтика может кого-то привлекать, но не думаю, что многих тронет.
Советский производственный роман, да ещё и сельский, сегодня не в чести, и ясно почему. Время то прошло навсегда, проблемы колхозов и обкомов никого не волнуют, а навевают скуку. Не могу не вспомнить советский анекдот:

На колхозном отчётно-перевыборном собрании выступает председатель:
-- В прошлом годе мы засеяли сто га сахарной свеклОй, и её всю пожрала тля! В нонешнем годе мы засеем 200: нэхай вона подАвися!

Не берусь судить, насколько правдиво описана жизнь работяг и начальства в колхозе-миллионере, но читать об их дрязгах скучно, скучно и ещё раз скучно. Предупреждал меня об этом Shishkodryomov -- и да, свидетельствую: он был совершенно прав. Даже не знаю, зачем дочитал книгу до конца. Вполне хватило бы и половины.

Очень современно описаны всяческие традиционные ценности -- их там целая тонна. Теперешние начальники могут черпать из книги большие куски для своих патриотических речей.

Тендряков написал книгу в то время, когда деревня начинала умирать. Уже были сделаны первые закупки американской пшеницы. Закупки канадской и австралийской последовали вскоре. Сельское хозяйство практически умерло и стало не в силах кормить страну. Думаю, автор сильно расстроился бы, узнав об этом. Но в то время надежда ещё теплилась.
В связи с этим не могу понять, почему не награждают высшими государственными орденами нынешнего министра сельского хозяйства? Или, если награждают, то как-то втихую, так что я об этом ничего не знаю. Россия теперь -- крупнейший экспортёр зерна в мире. Такого не было с царских времён. Конечно, министру помогает глобальное потепление, но результат есть результат, от него никуда не денешься. Министра надо наградить, причём с большим шумом. Жаль, президент не читает отзывы на Лайвлибе.

Думаю, это последняя книга Владимира Тендрякова, которую мне суждено открыть. Предыдущая, "Свидание с Нефертити", мне куда больше понравилась.

=========
Спасибо Shishkodryomov -у за рекомендацию :)

Комментарии


По-моему, я вам наоборот - ее не советовал


Это правда, но не мог же я написать "спасибо за нерекомендацию". Странно получилось бы :)))
Вообще Тендряков -- настоящий писатель, не графоман. И начало книги мне реально понравилось, так что всё-таки спасибо за рекомендацию :)


Предсказуемость - непременный атрибут соцреализма, но не считаю Тендрякова соцреалистом. Он только текстом закосил под своего, а начинка осталась своя. Поэтому не уверен, что можно настолько предсказать - что было у автора на уме. Вам, конечно, суперинтуитивным, виднее


Ну, разумеется, если я пишу "автор думал", это следует читать как "я думаю, что автор думал" или как-то ещё более громоздко :)
Соцреалистической пропаганды у Тендрякова и правда нет, так что читать его можно. Лично мне не особенно интересен жанр производственного романа.
В "Свидании с Нефертити" производили живопись, и мне это было намного интереснее, чем производство зернобобовых. В той книге деревенская экзотика тоже есть, но она не касается сельского хозяйства. Это мне гораздо ближе. Дело вкуса, конечно.
Сегодня деревенская проза заняла маргинальное положение, так что я явно не одинок в предпочтениях :)


В основном я не про содержание, а про форму) Соцреализм беден как раз авторским присутствием. Это идеально в смысле идеологического вмешательства. Автор не вникает в глубинные составляющие, а пишет тупо с натуры. Это соответствует определенному типу людей - приветствуется простота, однозначность, четкость изложения, как в армии. Так вот, Тендряков не такой, хотя и прикидывается


Меня когда-то учили в школе соцреализму, и его признаки были какие-то типа реализм, народность и партийность или как-то так. Метод такой был. Основной, как говорилось, метод современного искусства :)))
Всё, что издавалось с 30-х годов до 80-х, проходило по этим критериям, другое шло только в стол без надежды на публикацию, и цензура работала качественно -- дай бог каждому :)))
А тупо с натуры писало "Товарищество передвижных выставок". Это в XIX веке было.


тупо с натуры писало "Товарищество передвижных выставок"

вот оно и есть

реализм, народность и партийность


Кто ж вам покажет соцреализм в невыгодном свете. Основа соцреализма - отсутствие творческого момента. Трактористов проще контролировать. Вернее, зря я трактористов обхаял - они и трактор чинят и творчески разговаривают


Завидую тем древним трактористам. Сегодня нас контролировать намного проще, чем их. Техника проделала большой путь от тракторов до беспилотников и от жучков в телефонной линии до видеокамер и автоматического распознавания лиц и автомобильных номеров.
А завтра будет ещё круче :(


Да, я предлагал когда-то канализационную сеть сделать единой и распознавать местоположение людей по мочекаловым показателям. Так они точно никуда не скроются. Ну, памперсы для взрослых продавать только по рецептам придется. Но это мелочь


:)))