Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

13 декабря 2017 г. 16:44

10K

4.5 Жить в эпоху перемен...

Не дай нам Бог судьбу такую,
Чтоб жить в эпоху перемен
То власть меняется, то климат,
То жизнь такая, хоть беги.

Не приведи, господь, к лишеньям,
Потопу, голоду, войне,
К потере денег, чести, веры,
К друзей потере и любви.
Андрей Самарин.



Приятно, испытывая предубеждения в отношении того или другого литературного текста, прочесть его однажды и развеять их (предубеждения те самые) как дым. Что и случилось с данной трилогией.
А предубеждения были, в общем-то, те-же , что и со многими произведениями, написанными на заре Советской власти, когда она огнем и мечом была установлена на обширной территории бывшей Российской империи.

Однозначно не хотелось одностороннего взгляда, возвеличивания одних и очернения других. Такой подход сразу вызывает негативные эмоции и снижает интерес к происходящему на страницах.

Роман представляет из себя трилогию и охватывает большой временной промежуток с 1913 по 1920 годы, в которых непонятно как уместилось слишком много исторических событий, повлекших за собой столько перемен и внутри страны, и в мире в целом, что остается только удивляться тому как люди еще выдюжили все это. Первая Мировая война, революция 1917 года, гражданская война...

Вся трилогия для меня стала одним большим романом о судьбах людей в тяжелые лихие годы, когда сложно и даже невозможно оставаться в стороне от происходящих событий в твоей стране. Они закружат тебя в своем бешеном ритме, увлекут в чудовищную воронку и хорошо, если еще останешься жив и цел. Гарантий никаких.

С каждым томом и каждой страницей в них напряжение нарастает, бег времени ускоряется, заставляя людей принимать решения, занимать определенную позицию, сторону, думать, размышлять, наблюдать, принимать решения, скорее всего даже не предполагая пока, что в дальнейшем за каждый шаг, каждое слово, мысль сейчас могут призвать к ответу.

Начиная свое повествование с мирных лет, автор знакомит нас с героями, которым предстоит пройти немалый путь испытаний и лишений. Сестры Булавины, Катя и Даша, инженер Иван Телегин, кадровый военный Вадим Рощин...
И, пожалуй, из этой четверки интереснее всего наблюдать было за Дашей и Вадимом Рощиным. Интересно, как Даша из возвышенной барышни, по сути имеющей о жизни самые романтические представления, постепенно превращалась в женщину, жену, друга, могущего стать опорой для своих близких, поддержать, не спасовать перед трудностями, достойно перенося все тяготы, выпавшие на её долю, становясь мудрее и цельнее.

В образе Вадима Рощина, мне кажется, нашли отражения все противоречия и настроения интеллигенции и военных тех лет, которые с младых ногтей впитали уважение к существующему строю, императору, олицетворяющему власть в стране, имевшие определенное положение и доход, но при этом не всегда умеющие отстаивать собственные позиции (это в общем-то присуще интеллигенции во все времена) . Им сложно было принять происходящие перемены и поэтому большинство из них в метаниях и муках принимали ту или иную сторону, не будучи до конца уверенными в правильности принятого решения. Погибало одно, нарождалось совершенно другое, чуждое и непонятное.

Кати как персонажа мне было мало, особенно в третьей части, где её жизненный путь показан несколько скачкообразно.
Иван Телегин, конечно, с первых строк завоевывает симпатии своей честностью, искренностью, знанием того, что он хочет, умением любить и дарить свое душевное тепло друзьям и родным. Для меня он был логичным и убедительным в своих поступках, действиях человеком, которого целиком принимаешь и понимаешь.

Безусловный плюс романа не только в том, что у автора получились яркие, разнообразные и запоминающиеся персонажи , как главные, так и второстепенные, в которых нашли отражение все метания и страхи, охватившие людей, живших во времена перемен, но и сам тот сложный период бед, разрушений , противостояния и строительства нового.
Автор буквально до последних страниц не подчеркивает своего отношения к происходящему, стараясь максимально достоверно правдиво и независимо от собственных взглядов живописать происходящее. Конечно, окончание романа выглядит слишком причесанным и слащавым, но если знать в каких условиях дописывался роман, то это ни в коей мере не умаляет его ценности и лишний раз подчеркивает, что сколько людей, столько и мнений, как и то, что в то время он был самым логичным. Для автора, для страны, для людей....

Игра в классики. Тур № 9.
Школьная вселенная. Девятый учебный год.

1 2

Комментарии


Тань, "хождением по мукам" можно назвать твои последние прочитанные книги)
Скажи честно : большая ли разница между 1 и 2-3 томами?
Набоков, насколько я помню, хорошо отозвался об этот романе Толстого, но, думается, больше про 1 часть. Уж больно во 2-3 частях Толстой себя ломает и борется с собой - и побеждает!!
Ты права : и Кати мало, и много кого мало. Скачкообразный темп? Это отражения аритмии жизни страны тех лет. Тогда вообще "Кать" становилось трагически мало, а много становилось сама знаешь кого.


большая ли разница между 1 и 2-3 томами?

ну даже если говорить о том, что в первом томе мирное время, а в третьем -гражданская война -то большая. Нарастает напряжение, увеличивается количество страниц, посвященных именно военным действиям. А если брать настроение томов, то не скажу, что оно резко меняется или как-то чувствуется перемена в авторе. Единственно концовка, чувствуется, что в угоду власти...и немного портит впечатление..

Это отражения аритмии жизни страны тех лет.

как хорошо ты сказал)


А мне показалось, что даже чисто стилистически - это почти совершенно автономные друг от друга книги. В первой части Толстой не ломал себя, не оглядывался сердцем и совестью, и писал так, как дышится. А вот потом.. почти на каждой странице чувствуется эта его ломка и спор с самим собой ( разумеется, ярче всего это видно в конце),.
Знаешь что я сейчас подумал? Вся эта ломка и борение с собой чисто стилистически отразило и гражданскую войну, ломку народа, его столкновение.
В этом смысле - всё гармонично.
Вот Пруста ( В сторону Свана) издают иногда отдельно ( первою главу - "Комбре). Думаю, что так можно было бы и издавать его прелестную первую часть "Хождений" - "Сёстры".


В первой части Толстой не ломал себя, не оглядывался сердцем и совестью, и писал так, как дышится.

но насколько я помню, и года написания слишком разные, поэтому и настроение соответствующее. Мне понравилось

Вся эта ломка и борение с собой чисто стилистически отразило и гражданскую войну, ломку народа, его столкновение.

ведь на самом деле так и есть


Говорят, Толстой многое изменил в романе в угоду конъюнктуре, то бишь сделал роман более советским.

Набоков, наверно, хвалил первую, непричесанную версию. Что-то у меня в голове не укладывается, чтобы ему было близко идеологическое наполнение книги.


многое изменил в романе в угоду конъюнктуре,

если честно, Женя, мне это только в конце показалось, а в целом этого нет...
А ты сама не читала трилогию ?


Нет, пока не удосужилась. Я читала у А.Толстого "Аэлиту" - не пошло у меня. Думаю, когда-нибудь вернусь к автору.


Я сейчас неторопливо перечитываю... Всплывают запомнившиеся слова, обороты, никуда не спешу, вспоминаю их будущее, обращаю особое внимание на детали.
Пытаюсь по-разному смотреть на героев, особенно не главных. Хорошо...


и правильно, Оля)
а мне так приятно было наткнуться на слова про Говядина, которые ты как-то упоминала)


Вот молодец! Такая серьёзная вещь )) а Толстой, пусть и называют его "красный граф", а все написал, пусть не в лоб, но достаточно ясно.


Я вот по разному на него смотрю... Когда вижу его портрет работы Кончаловского - так и хочется чем-то запустить... А вот читаю - и просто радуюсь... А "Гиперболоид" какая вещь блестящая!


Это да! Портрет ещё тот))
Но ведь великолепный же стилист и плагиатор местами. Хорошо, что ты о Гиперболоиде упомянула - незаслуженно обойденная вещь. Впрочем, я и Аэлиту воспринимаю хорошо.


а мне у него Петр Первый в свое время очень понравился еще)


Петр Первый хорош!
А в Аэлите такие нужные советы по путешествию в космос есть))) - взять лишнюю пару портянок и бутылку водки! И, к вопросу о прогибании автора, он ведь там достаточно неприятный образец от пролетариата описал;) а постановка какая была в своё время!! Какие костюмы, декорации...


я себе на полочку исторических романов еще Князя Серебряного положила)
про Аэлиту...не могу побеседовать, не читала)


а я соглашусь с тобой)) и в принципе ведь, если так разобраться, то тогда он, скорее не мог иначе, а сейчас мы знаем, что концовку это дань времени и можно предположить и свою..


Я даже концовку бы приняла , ведь там же ещё годы до первой волны чисток.
Что будет дальше мы можем только предполагать * для Вадима думаю все будет плохо уже к 30 году (27?)*


для Вадима думаю все будет плохо

ооо, это само собой, тут даже сомневаться не приходится, к сожалению..


Пока он как военспец требуется - будет жить(((
А с Телегиным сложнее, тот побольше будет трепыхаться, искать правду.
Опять та же история , как с ТД - как страшно жить в эпоху перемен!


а знаешь, мне кажется, что и с Телегиным могла бы быть та-же история. В 30-е же многих, кто был в гражданскую на постах, упекли в застенки..

как с ТД - как страшно жить в эпоху перемен!

дада...


Шикарно и заманчиво! Наверное, решусь в ближайшее время на прочтение.


Ириш, спасибо и обязательно) Тем боле есть отличная аудиокнига в начитке Литвинова И.)


Танюш, отличный отзыв)


спасибо, Настюш) очередной кирпич одолен


Я обязательно тоже до него доберусь) Начало мне когда-то очень понравилось)


вот как бывает) а мне, наоборот, не понравилось когда-то, а тут зацепило все и сразу)


ага, еще в школе) но прочитать не получилось по каким-то техническим причинам, то ли книгу отдатт надо было, то ли что-то еще в этом духе, но я наверстаю!)


конечно) тем более в следующем году у тебя классика в приоритете наряду с двумя другими жанрами)


Загадывать не буду, но все может быть)


угу)


Танюш, замечательно написала! Я вряд ли на такое скоро решусь, но тебя, как всегда, читаю с удовольствием.


Машуль, спасибо) И я радуюсь, что кирпичи, на которые давно смотрела и раздумывала брать или нет, по-тихоньку прочитываются и что еще важно с большим интересом.


Главное, что интересно! Если интересно, даже самый увесистый кирпич не кажется страшным :)


это да) как говорится :лиха беда начала..)


Ну да :)


Трилогия... Ты умница, Танюш!
я к таким книгам, никогда не буду готова. Здорово, что ты не только такие читаешь, но и пишешь потом о них.


Маришик, спасибо))) тут, конечно, нужно настроиться и на объем, и на темы соответствующие, но зато потом такой удовлетворение то прочитанного. Но, конечно, читать нужно только при личном желании


Тут важно ещё и понимать, что прочитал.
У тебя с этим проблем нет!
Радуюсь твоему удовлетворению:))


спасибо, Маришик, и согласна с тобой )))


Обнимашки :)))


взаимно, Искра)))


А вот это я пожалуй добавлю в хотелки) Прекрасная рецензия, Танюш!


Катюш, спасибо)) Как это мимо тебя прошла эта трилогия ?)


Ну не то чтобы мимо. Слышала конечно название. Но ты привлекла мое внимание. Почему-то я думала, что это про колхоз)))


Почему-то я думала, что это про колхоз)))

ты сделала мой день )))


А что, название может подразумевать и колхоз))))


вполне)))))


Я Толстого потихоньку планирую читать, хотя и не совсем мой автор. Но на эту трилогию еще нескоро решусь))
А ты молодец))


а почему не совсем твой ? что не нравится ?)
Спасибо))


Ну вот Аэлита совсем не понравилась((
И Гадюка не без шероховатостей, вроде интересная история, но какая-то как заготовка...


тогда объемные вещи тебе в руки))) там есть где мысли разгуляться ( и писательской, и читательской))


Так объемных я еще больше боюсь)) а вдруг не пойдет, придется грызть..) но в отдаленных планах есть)


но конкретно про эту могу сказать, что она легко читается. Например, в сравнении с Доном тем-же)


Верю)) ну у меня там еще "Детство Никиты" в подборке советов светится, может, его сначала)


будешь медленно, но верно продвигаться к большому роману))


Как-то так, да))

1 2