Больше рецензий

NecRomantica

Эксперт

Истины не существует, есть только восприятие

11 декабря 2017 г. 21:07

783

4 Яблоко не от яблони

Я ничего не знала о Джо Хилле до «Пожарного». И хотя фильм «Рога» посмотрела давно, он мне не понравился, поэтому не возникло и мысли о том, что он снят по книге, а не по оригинальному сценарию. А тут что-то в благодарностях в конце книги толкнуло почитать про автора, и открылась мне Истина. А следом за ней возникло невольное желание посравнивать. Джо Хилл писал «Пожарного» четыре года (и вообще для его возраста библиография у него довольно скромная), в отличие от Маэстро, который накатал множество объемных романов, циклов, рассказов, да еще и под псевдонимом успел выпустить тоже немаленькие книги. И хотя сам же Маэстро утверждает, что писательство – это в большей степени труд, нежели талант, его продуктивность всегда вызывала у меня мысль, что ему писать дается легко; пришла идея – садится и пишет, и нет у него творческих кризисов, растягивающихся на месяцы или годы, и моментов, когда в середине истории не знаешь, что делать с ней дальше, и поэтому забрасываешь. Для Маэстро писательство скорее графомания, чем труд. Джо Хилл, похоже, в этом плане скорее следовал советам, изложенным в книге Маэстро про писательское мастерство, его «Пожарный» выдает работу. Кропотливую, усердную и качественную, но именно работу, труд, которому не достает легкости.

Это, конечно, книгу не портит, и вообще книга мне понравилась. В первую очередь, идеей. Апокалиптических историй про неизвестные вирусы, косящие человечество, немало, но про болезнь, вызывающую непроизвольное самовозгорание, я еще не читала, поэтому мне было интересно.

В рамках сюжета все казалось логичным и последовательным, все развешенные ружья неизменно выстреливали, и это вроде как можно отнести к безоговорочным плюсам, если бы не «но». Круто, когда есть в начале истории фишечка, про которую забываешь, пока читаешь, а потом, страниц через двести она вдруг играет такую роль, что переворачивает ход сюжета, и ты сидишь весь такой «вау! Вот это было круто придумано!». В «Пожарном» же есть масса таких фишечек-ружей, но на них постоянно делается такой акцент, что ты просто ждешь, когда они выстрелят, и когда это наконец происходит, никакого удивления, никакого «вау!» нет, потому что автор топорно намекал-намекал-намекал и наконец «бах!». К примеру, если героине пятьдесят раз снится сон, что на лагерь нападает кремационная бригада во главе с ее свихнувшимся бывшим мужем, а приводит ее человек, которого все считали погибшим, то именно так в итоге и происходит. И вот каждая удачная и интересная фишечка муссируется автором столько раз, что выстрел становится слишком предсказуемым.

В книге вообще много предсказуемого, по сути, автор собрал всевозможные штампы из книг про апокалипсис и прошелся по ним, приукрасив только деталями. Тут есть типичное разложение общества на зараженных и здоровых, среди последних – безумные охотники, считающие, что зараженных нужно только уничтожать, и сочувствующие, исполненные надежды на то, что лекарство найдется. Есть лагерь, где зараженные на время оседают, создают общину, думая, что смогут выжить и приспособиться к новым условиям (будь книга длиннее, думаю, их было бы несколько), есть утопический остров, где никто не охотится на зараженных и разрабатывается лекарство, частично есть роад-стори. И большинство сюжетных поворотов казались мне знакомыми, возможно, в ином антураже, но где-то я такое уже читала или смотрела. Что, впрочем, не делало книгу менее увлекательной (возможно, потому, что я до последнего ждала какого-то взрывного «вау!», необычного раскрытия персонажей или чего-то еще удивительного).

Но ничего такого не произошло. Книга ровно доехала до вполне предсказуемого финала, и впечатление осталось… ну, нормальное. Ни к кому из героев я симпатией не прониклась, автор особенно невзрачными сделал мужских персонажей: они либо козлы, либо слабые, либо помирают. А вот с названием Джо Хилл прогадал. Потому что в книге с таким названием ждешь, что этот самый Пожарный окажется ярким героем, такой ведь акцент на нем. А он, как по мне, просто никакой. Все, что он умел такого особенного и чему мог научить героиню, мог и маленький Ник. Большую часть истории Пожарный страдает от травм, пневмонии, душевных терзаний о потерянной любви (ну куда же без саркастичного страдальца? Женщины ж ведь только в таких влюбляются, чтобы их можно было жалеть. Если честно, надоели уже подобные герои). Я бы скорее назвала книгу «Пламя» или «Чешуя», это бы больше отражало то, на чем действительно держится сюжет, и не вызывало бы неоправданных ожиданий.

А в целом, мне кажется, для тех, кто не читал произведений подобного плана в большом количестве, все будет куда интереснее и необычнее, меня подвела моя увлеченность темой, слишком много сравнений постоянно лезло на ум. И еще из этой истории выйдет неплохая экранизация, эффектная, как минимум (и возможно, актеры вдохнут больше жизни в не особо привлекательных персонажей).