Больше рецензий

9 декабря 2017 г. 18:43

Лучшее на Лайвлибе

358

Прочитал эту книгу чтобы понять, какое влияние она оказала на последующую литературу. Понял, что Д.Остин - родоначальница женских романов, которые сейчас продаются в продуктовых магазинах.
В романе обнаружилась внутренняя динамика - главный мужской герой Дарси (внешностью не наделен, но доход - десять тысяч фунтов в год!!!) превращается в глазах читателя и Элизабет из главного злодея в главного положительного персонажа, реабилитируясь и восстанавливая подпорченную слухами репутацию, тем самым добиваясь права жениться на главной героине. То есть, схема сближения благородного богатого героя и бедной непорочной героини пошла, видимо, отсюда. Сказку про Золушку в расчет не принимаем, разумеется. Впрочем, самое интересное в романе - это как раз вот эта внутренняя динамика трансформации образов. Но следует сразу оговориться, что если с Дарси все понятно, то возможности трансформации Элизабет автором, к сожалению, не реализованы и героиня выглядит плоской, статичной и твердой в своих достоинствах, как скала. Задатки и возможности для превращения, однако, автором были созданы. Так, узнав об обстоятельствах плана побега Джорджинии, сестры Дарси, от самого Дарси, Элизабет сообщает об этом Джейн, рискуя погубить репутацию Дарси и его сестры. Тут мог бы быть отличный сюжетный ход, впрочем, не реализованный автором. Элизабет - скрытная, умная и расчетливая, полагающаяся на слухи и сплетни, изобретательная и настойчивая в защите своих интересов, вполне могла бы превратиться из непорочной девушки в стерву-интригантку, но, к сожалению, и этого в явной форме не происходит. По сути, это роман феминистки, где по грубому недосмотру главным положительным героем неожиданно оказался мужчина, а женщины, все без исключения, выглядят стервами и сплетницами. Иными словами, это рассказ о Дарси и о том, как его оклеветали, а он, ценой больших усилий и немаленьких денег смог поправить свою репутацию.

Комментарии


Забавная точка зрения)))) Мне даже понравилось))) И всё же не удержусь от нескольких замечаний. 1. Женским романам, которые сейчас продаются в продуктовых магазинах, до Джейн Остин приблизительно как до Нептуна ползком. 2. Да с чего Вы взяли, что Дарси не наделён внешностью?))) Боюсь, что ни одной читательнице со времён Остин и по сей день столь крамольная мысль и в голову не приходила))) 3. Превращение непорочной девушки в стерву-интригантку у Остин не происходит никогда. Тут уж боюсь, что такая крамольная мвсль не приходила в голову самой Остин))) 4.

женщины, все без исключения, выглядят стервами и сплетницами

- Бедные девочки Беннет! За что Вы их так?))) Искренне за них огорчена)))


Спасибо за Ваше мнение. Оно для меня крайне интересно и важно. Я не специалист по литературе из продуктовых магазинов, знаком с ней очень поверхностно, еще читал Ридерз Дайджест, такого же уровня. У Остин свои преимущества и недостатки. Основной из недостатков, повторюсь, непроработанность сюжетной линии Элизабет. Когда она сообщила Джейн конфиденциальные сведения о сестре Дарси, я решил - вот сейчас автор покажет мастерство психологической интриги - но ничего не последовало. Я не отношусь к сестрам Беннет хуже, чем сама Остин. Младших она открыто называет глупыми и пустыми, ею мастерски прописана линия Лидии, где все и так понятно. Старшие сестры не получают негативных оценок автора, у Остин достаточно вкуса, чтобы избежать прямых указаний читателю - дидактики, но каждый может заметить, насколько пусты Элизабет и Джейн, как сильно они интересуются слухами и сплетнями, как активно они их разносят. На уме у них только одно - выйти замуж поудачнее, поднять свой социальный статус и материальное положение. Все тот же квартирный вопрос, одним словом. Сестры Беннет даже в молодости ужасны, а что с ними будет потом? Превращение Элизабет в стервы сделало бы Роман более правдивым и честным. Композиционно деградация Элизабет уравновесила бы сюжетную линию Дарси.
Ну и о внешности Дарси - ее действительно нет. Неужели не заметили? Статная фигура, правильные черты лица и аристократическая внешность, о которых сообщает Остин - это не описание внешности, а оценочные суждения рассказчика.
Еще раз спасибо за Ваше мнение. Был бы рад продолжить беседу.


Вам я, конечно, настоятельно не советую читать современные ламские любовные романы))) Но я их в своё время перечитала несколько пачек)), потому знаю, о чём говорю. Остин - классика, романчики в дешёвых бумажных обложках - дешёвое чтиво.
Мисс Остин и сама была обычной барышней своего времени, тоже интересовалась слухами и сплетнями - это была норма жизни. Впрочем, современные барышни мало чем отличаются))) Да и мужская часть населения разве поголовно пропускает в интернете новости из жизни знаменитостей? В чём же отличие от девочек Беннет?))) Что до Лиззи - то и она просто барышня, но из Лиззи могла бы получится мисс Остин, понимаете? Из Лидии, конечно, нет))) Но я тепло отношусь ко всем девочкам Беннет))) Как, впрочем, и к героиням остальных романов Остин. Она же и сама тепло к ним относится, поэтому никаких стерв из главных героинь. Стервочек Остин, если хочет, создаёт специально. Что до "выйти замуж поудачнее, поднять свой социальный статус и материальное положение", так ведь у них выбора не было - от слова "совсем". Обеспечить себя самостоятельно нельзя никак, даже жить будет негде после смерти отца. Отец ничего не может оставить дочерям просто потому, что они дочери.
А мистер Дарси хорош собой по определению))) Это не обсуждается, это аксиома))) Шарлотта Бронте появится позже, и мистер Рочестер уже будет внешне нехорош))) И, кстати, про мотив Золушки как шаблон для будущих любовных романов - это уж, к мисс Бронте. В романах Остин всё же ни одна из героинь не является Золушкой по отношению к своему избраннику.


Справедливо. На квартирный вопрос трудно не обратить внимание.


плоской, статичной и твердой в своих достоинствах, как скала

да, любая главная героиня Джейн Остин - изначально непогрешимая звезда, что не обсуждается

роман феминистки

время еще не подоспело, конец 18-начало 19. А самое главное - не подоспело время именно таких феминисток. Сначала, грудью на амбразуры кидаются однозначные, с детскими взглядами, уверенные в своей правоте. А Джейн Остин слишком хитра и изворотлива, из нее сейчас бы получилось нечто удачное, чтобы в интернетах мутиловки разводить


Про непогрешимость героинь я бы не говорил так однозначно. Многие базовые понятия настолько изменились с того времени, и продолжают меняться, что однозначная интерпретация ГиП уже в наше время кажется затруднительнойзатруднительно. Насколько положительным и непогрешимым может быть человек, который живет слухами и сплетнями, а все мечты его только о том, как выйти замуж, не пожертвовав при этом слишком многим? Уже то, что Элизабет ставит под удар Дарси и его сестру, делясь секретом их семьи, никак не позволяет считать ее непогрешимой.
Даже если феминизм как движение еще не существовал в то время, Остин сумела сформулировать основные идеи этого бедствия - двойные стандарты в оценках поступков мужчин (Дарси) и женщин (Элизабет) в зависимости от пола, женщина как центр повествования, женщина - идеал для мужчины и главный судья его поступков. Вагиноцентричность повествования была бы любопытным курьезом в литературе, если бы не печальные последствия в реальной жизни, к которым она привела.


Про непогрешимость однозначно, потому что речь не о том, как героини выглядят в глазах читателей, а о том, как они выглядят в глазах Джейн Остин. Читай - как она выглядит сама в собственных глазах.

Применительно к литературе несовременной, мы не копаемся в каждой мелочи и не сравниваем ее с нынешним в принципе, нам достаточно основного, потому как слишком много поправок пришлось бы принимать. В ГП основная мысль - использование девушкой психологии взаимоотношений, что дает возможность повышать ставки при заключении брака и охмурять богатых владельцев поместий.

Феминизм не коснулся Джейн Остин напрямую потому, что она главной оставила эту пирожково-розовую тему замужества. У нее ни одна героиня не пошла дальше, хотя все очень разумные, практичные и высказывают свои взгляды на разные вопросы (это у Остин первый признак феминизма).

Иными словами, перед нами практически первая в мировой литературе писательница, которая использует логику в качестве инструмента творчества. Да, двойные стандарты - нынешнее выражение феминизма, но на том этапе об этом было рано говорить. Зарекомендовавшая себя как женщина, поддерживающая брак, Джейн Остин и в дальнейшем не стала иконой современных феминисток. Не стала такой, какой могла бы быть


Да, Вы правы.


Писателей, кстати, с таким типом мышления, как у Джейн Остин, довольно много. У меня к ним отношение совершенно разное - от восторженного до крайне негативного, из-за той самой продажности. Но они все хорошо диагностируются по якобы смиренной позиции, которая совсем не вяжется с их демагогией по любому вопросу.