Больше рецензий

8 декабря 2017 г. 21:19

4K

5

Произведение, которое числится среди тех, что легли в основу фильма Бертолуччи "Мечтатели", с той разницей, что здесь психологические мотивы превалируют над сексуальными действами. Если в фильме познание жизни включает различного рода сексуальные перверсии, то в книге, главным образом, поданы девиации психологические.

Если рассматривать книгу в социально-бытовом ключе, то налицо сексуальная революция начала ХХ века и либертизация. Однако историософский пласт много глубже, мы имеем дело не просто с гомосексуальными наклонностями и инцестуальными позывами, но с иллюстрацией к теориям Зигмунда Фрейда и Адлера.

Ромб, в коем заключены 4 лица (пресловутое дважды два). Каждый переживает мучительное взросление, когда надобно уже начать, по завету А. Твардовского называть "пипиську хуем".

Первый план картины: инфантильный брат- с оттенком гомосексуальных фантазий, эксцентричная сестра, друг семьи - паж, заложница монетизации отношений - полуслуга-полудочь Агнесса. Сестра любит брата той любовью, что, может, прошла бы даже ГОСТ, но не была бы одобрена Роскомнадзором. Все остальные, будучи наэлектрезованными таинством отношений, притягиваются к запретной одичалой семье, на существование которой не дано патента в ведомстве природных дел. Образуется четырехугольник со скошенными углами и тупиками вместо выходов. Каждый жаждет укрыться от ответственности, любит тьму детской комнаты и не выходит в свет. Каждый затягивает с детством, укладываясь в Прокрустово ложе - детскую постель, сворачиваясь так, что не держат ноги.

Здесь поднимается вопрос о корреляции закона и морали. Как известно, есть три стадии развития общества:
1. Мораль;
2. Нравственность;
3. Духовность.
Если духовность категория зыбкая и знаменующая переход в качество общей тенденции к нравственности, либо же оппозицию физическому миру, то мораль воспитуется в процессе становления личности, порой жёстко ограничивая индивид. Мы можем проследить это на индивидуальном уровне, однако то же происходит и в социуме. Джеймс Фрэзер писал о первобытных общинах: "У них были не жестокие боги, а жестокие сердца". Сердца же закалялись в процессе преподавания основ общественной морали.

Так, хаос в детской комнате, попрание общественных законов, нравственная перверсия подростков, лишенных присмотра взрослых символизирует целое общество. На месте разбитой оранжереи буйным цветом цветёт бурьян, издаёт фимиамы дурман-трава. Всякое нездоровое чувство взращивается в обществе, оставленные без присмотра. Роль же арбитра здесь должна выполнять культура.

Экзальтированность же конкретной ситуации достигается при помощи авторского стиля, соединяющей в себе не разные модернистские течения, но разных Кокто воедино: Кокто-поэт, Кокто-драматург-актёр, Кокто-художник. Потому картина в меру красочна, достоверна и убедительна.