Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

3 декабря 2017 г. 11:02

352

5

Кого судьба полюбить – конем не объедешь. Любовь к Дине Рубинной началась в 79-м году с телеспектакля «Когда же пойдет снег?», десятилетия тлела подспудно, чтобы с «На солнечной стороне улицы» разгореться, да потом уж и не затухать. «Синдром Петрушки» был настолько ярким, необычным, одарил такой феерией новых знаний и впечатлений из самых разных областей.

Гляди, вот это Прага, а это Самара, и оба города прекрасны (а ты воображала, она только про Ташкент так может). Это Петрушка, он трикстер, не знаешь о трикстерах, теперь будешь знать. А это кукольный театр. Ты прежде думала, что куклы – такое отстойное развлечение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так нет же, смотри, еще такие бывают, и такие, и вот такие. А это «Минорный свинг» Джанго Рейнхардта – и уже сама ищешь про Джанго и узнаешь, что такое «цыганский джаз», из чего вырос, как получился, а «Свинг» становится одной из любимых композиций.

Но главное - такая потрясающая семейная сага: в самую меру чертовщинки; порочные страсти и грехи отцов, падающие на головы детей, семейное проклятие; любовь, от которой дух захватывает. Ах, она чудо, что за писатель и я ее обожаю. Что говорите, «Русская канарейка»? И про город моего детства? Замечательно, как-нибудь непременно прочту… Почему не сразу? Страшно было. У опытного и талантливого читателя вырабатывается своего рода чутье на книги, иррациональное прежде-знание, что какую-то книгу нужно прочесть непременно, а другой лучше бы не касаться без крайней нужды.

«Канарейка» оказалась игровым заданием и не припомню от какого-нибудь другого романа такого гремучего коктейль впечатлений. Радость и негодование; наслаждение красотой языка и оскома от слишком приторной цветистости; любование сложносочиненным сюжетом и пфф – развесистая клюква во всем великолепии; нежность к героям вкупе с гомерическим смехом: поли глот, спецназовец, контртенор с мировым именем – глухая девушка-полиглот, гениальный фотограф; «стаканчики граненные», о, боги моя, яду мне!

И за «Белую голубку Кордовы» не взялась бы, воля ваша, когда бы не наткнулась на аудиокнигу, начитанную Капитаном Абром (Алексеем Брахманом), которого давно и нежно люблю. И снова, кажется нет материи, в которой Дина Ильинична совершенно не смыслила бы: живопись, коллекционирование, путешествия, работа спецслужб, внутреннее устройство запасников Ватикана, фехтование, сборка-разборка огнестрельного оружия, фламенко, реставрация произведений искусства – во всем демонстрирует потрясающую осведомленность, а рассказывает так, что уши развесишь.

Герой – он просто суперхироу; а сюжет – никто не умеет так закрутить: с непременным родовым заклятьем («наш удел»); с повторяющимися в поколениях полтысячелетия чертами внешности (Хьюго Баскервиль нервно курит под лестницей, а Мендель переворачивается в гробу). А еврейский колорит? А еда? А «вкусная» жизнь, унизанная от корня до макушки украшающими быт безделушками. Дружба, любовь, секс, вражда, родственные чувства, социализация всех уровней, авантюризм - нет такого вида человеческих коммуникаций, о которых с полным знанием дела не поведала бы эта книга.

И ты любишь ее. Почти, с поправкой на ветер, который «какбытаксделатьчтобывсеунасбылоанамничегозаэтонебыло» почти до самого конца. А потом: у-ух – опрокидываешься в безоговорочную, без всяких поправок, любовь. Потому что это Рубина. И она может, как никто другой не умеет.