Больше рецензий

30 ноября 2017 г. 12:59

157

5 Жизненно, спокойно, задумчиво, интересно

Поделюсь впечатлениями о книге Татьяны Красновой "Аня" из серии "Знакомые лица".
После прочтения осталось приятное послевкусие и лёгкое недоумение, сопровождающееся вздохом сожаления, что история закончилась. Книга показалась мне похожей на встречу двух подруг, увидевших друг друга после долгой разлуки. Как будто Карина и Аня сидят на кухне и предаются воспоминаниям, попутно делясь тайнами, скрытыми раньше.
Вызвала улыбку фраза про ее-то года - 26! Учитывая, что мне сейчас на десятку больше, и я не считаю себя дамой из разряда "в мои-то годы", такие мысли в голове молодой девушки показались забавными. Хотя, должна заметить, по рассуждениям Ани я могла бы дать ей гораздо больше лет. И по части ее восприятия жизни, поведения в семье или на работе. И только сцена в электричке махом сбрасывает с героини возраст, оставляя перед глазами читателя смущённую молодую девушку.
На протяжении всей книги мне рисовался образ утончённой, образованной женщины, живущей тихой размеренной жизнью. Никаких скандалов, эмоциональных всплесков, ярких вспышек и уничтожающих душу терзаний.
Немного большую симпатию вызвал у меня параллельный персонаж - Карина. Этот образ показался более эмоциональным и близким мне по духу. То, как сложилась впоследствии ее судьба, кричит об одном - эта женщина спешит жить, брать от судьбы все, и пытается получить больше! Даже любовь она хватает на бегу.
Впечатлила одна из красноречивых фраз отца Карининого ребенка:

"Я не хочу смотреть как вы умираете с голоду, один я выживу как-нибудь".

Запомнилась потому, что ее можно трактовать по разному: с презрением к мужчине, бросившего жену и дочь, не желающего приложить максимум усилий, чтобы вырвать семью из нищеты. И в то же время некое сочувствие этой жертвенности - ведь настоящая мать никогда не допустит голодной смерти своего дитя и разобьётся в лепёшку, чтобы прокормить его, и любой это понимает. А когда надо кормить ещё и мужа, ситуация осложняется. Поэтому его уход устранил из нуждающейся семьи лишний рот.
В противовес этому персонажу читателю предлагается образ Аниного мужа Вадима - образованного человека, некогда ценного сотрудника, работающего теперь сторожем.
Мы видим жизнь рядовой семьи с ее молчаливыми конфликтами и маленькими тихими радостями. Хотя семейных радостей мне слегка не хватило.
Каждый персонаж находится на своем месте, у каждого свой характер и своя роль, без которой пазл не собрался бы в единую картину – Егор, Иринка, Варенька, Лиза, Илья, Ершов…

Вообще у меня создалось впечатление, что автор произведения - тонкий знаток искусства, начитанный грамотный человек, не понаслышке знакомый с музейной работой. Настолько детально прописан каждый момент музейной жизни, с таким трепетом говорится об экспозициях, выставках, реставрации. Хочу отметить трогательный интереснейший момент со смертью реставратора Тишина и описанием его незаметной тихой работы, дающей картинам новую жизнь. Небольшой абзац настолько затрагивает струны души, что его хочется перечитать не раз. И невольно задумываешься: "А ведь, правда, мы не видим этой работы, для нас слово "реставратор" - всего лишь термин. Между тем это врач, художник, скульптор, дающий новое дыхание чьему-то умирающему творению".

Отдельно хочется отметить лирические описания Белогорска, кажущиеся неким признанием в любви всему городу с его аллеями, парками, улочками...

Книга о любви, чистой и тихой. О жизни и судьбе. О верности семье и себе. Здесь нет пошлости, эротизма, вульгарности. Даже эпитеты преподносятся завуалированно, как, например, в одном из диалогов Карины и Ани, где женщины обсуждают мужа последней:

- Он хоть помнит, зачем вообще жены нужны? - фыркнула Карина и передразнила: "Дай поспать"!
- Да о чем ты говоришь, — удивилась Аня. — Там давно уже сплошная сублимация.


Поразительно точны и схожи с моими собственными мысли Вари, отвечающий на Анин вопрос:

- Ты третий раз замужем - а можешь сказать, который муж лучше?
- Все трое лучше, каждый в свое время, - без заминки ответила Варенька. - Я каждого любила.


Действительно, каждый человек на нашем жизненном пути появляется не зря. Даже если он что-то отнимает, то непременно что-то нам дает - опыт, мудрость, любовь, детей...

В подведение итогов я хочу процитировать слова святого Франциска, приведённые автором в книге:

«Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения; понимать, а нее ждать понимания; любить, а не ждать любви. Ибо кто дает, тот получает; кто забывает себя, тот обретает; кто прощает, тому простится».


Спасибо автору за возможность отдохнуть душой, открыть для себя удивительный мир музейного сотрудника и прикоснуться к молчаливой любви героини.