Больше рецензий

29 ноября 2017 г. 11:56

112

5 Денис Фонвизин, Недоросль и Бригадир

***

Первая пьеса – «Недоросль» - знакома всем со школьной скамьи, но о ней надо говорить, ведь на самом деле она гораздо интереснее и глубже, чем кажется на первый взгляд.

«Недоросль» написан по всем канонам русского классицизма: действие умещается в одном временном и пространственном промежутке, а всех персонажей можно без труда поделить на плохих и хороших – такой вот этюд в черно-белых тонах.

При этом, несмотря на отсутствие оттенков, образы героев комедии очень яркие и, как будто, с четко очерченными, точными, конкретными контурами.

Госпожа Простакова и сам недоросль Митрофан – в произведении одни из самых ярких примеров «как не надо», но если первая является практически главным двигателем событий, второй находится ближе ко второму плану.

Помимо отрицательной Простаковой, важные роли занимают и положительные персонажи, один из которых – Стародум, примечательный длинными монологами, направленными на воспитание в зрителях гражданственности и видения правильных жизненных ориентиров.

Но несмотря на объемы и открытость этих поучений, они не кажутся навязчивыми. Нравоучительные речи Стародума очень органично вписаны в сюжет и воспринимаются легко, как беседа с близким другом.

Если же говорить о «Бригадире», в нем напротив нет такой «неприкрытой» морали, а сатиры и иронии только больше. Героями здесь владеют низкие страсти и эмоции, и среди персонажей первого плана положительных отыскать крайне трудно (а, скорее всего, невозможно).

Здесь так же, как и предыдущей пьесе, все происходит за один день, который действительно насыщен крайне комичными событиями, и они, временами, кажутся даже несколько абсурдными.

В общем и целом, пьеса очень яркая и запоминающаяся, она читается быстро, но долго не отпускает. «Недоросль» и «Бригадир», конечно, в чем-то похожи, но при этом в основе своей довольно сильно отличаются, отчего сборник получился таким удивительно контрастным.