Больше рецензий

29 ноября 2017 г. 00:15

191

4 Почему Россия проигрывает информационные войны

Эдакий российский мачо Миша, разбирающий в военной инженерии, занимается не подходящей его желаниям и возможностям мелкой телевизионной работой: помогает снимать очередные милицейские сериалы и фильмы, подсказывая, стоит сувать гранату в холодильник или не надо. А если сувать – то какую гранату? Чем дверь выбивать? Где достать ОМОН? Как с ним договориться?
Уболтать военных и подкорректировать художественные детали военного характера – профессия, которую он сам себе создал. Но скучно Мише в Москве сидеть и двери выбивать каждый день. А тут звонят и говорят: большой военный документальный фильм, хочешь – вертолеты, хочешь – танки, будешь директором, дуй в Южную Осетию, в Цхинвал. Радостный, он едет в чуть остывшую точку, на цветущий, но жаркий до одури Кавказ.
«Цхинвал выстоял. Хотя досталось городу по полной. Развалины и пепелища встречались тут повсюду. И уцелевшие дома можно было считать таковыми лишь условно. Миша не видел еще ни одной девятиэтажки, на верхних этажах которой не было пробоин от снарядов. Вообще ни одной, он уже нарочно искал: все оказались дырявые… Точно в центре Цхинвала, на углу улиц Сталина и Пушкина (добро пожаловать на Кавказ), стоял самый престижный дом города, в котором жила местная верхушка еще с советских времен, - теперь его украшали обугленные окна и характерные дыры. Старинный «еврейский квартал» оказался уничтожен системами залпового огня полностью…»
Война «восемь-восемь-восемь» для жителей Цхинвала не была неожиданностью. Затяжной грузино-южноосетинский конфликт намекал только на один вопрос: когда? И после грузинского нападения, хотя многие в Цхинвале вздохнули с облегчением и почувствовали себя победителями, люди продолжают носить оружие и держать целые склады боеприпасов.
«Миша с ресёрчером поселились не в гостинице – там действительно починили всего один этаж и вообще показалось шумновато, - а нашли частный дом. Хозяйка – милая женщина, вдова, у нее муж был военным медиком и погиб в том году. Мирная владелица крошечной парикмахерской на два кресла.
Под кроватью аккуратным рядком лежали гранаты: Ф-1, РГД и РГО. И таким же рядком – запалы от них. Миша встал и пошел на кухню.
- Хозяюшка, - позвал он. – Тебе зачем?..
- Так, на всякий случай, - спокойно ответила женщина»
Миша бегает по начальникам, договаривается о тех и иных поставках (сидишь, затаив дыхание, и ждешь: пошлют его в этот раз или не пошлют), между тем наблюдая за местными. В Цхинвале очень любят русских. На любом застолье поднимают тост за Россию, хотят помочь, чем могут, российским киносъемкам. А вот с русскими там решать дела сложнее. Приезжает съемочная группа, начинают снимать. Всякое случается – на мины натыкаются, шпиона ловят, президенты приезжают. Это – динамичная часть, драйвовая и смешная.
Несмешная и очень интересная – о судьбах жителей Цхинвала, про убитых мирных жителей, смелых защитниках города, как южноосетинских, так и российских; о том, как любой документальный материал можно преподать как тебе удобнее – и сделать из правды вонючку, выдать диаметрально противоположную информацию или муть без правильно расставленных акцентов. Фильм, который помогал снимать главный герой, заказан и проплачен федеральным каналом.
То есть Дивов делает попытку показать, как и почему Россия проигрывает информационные войны: потому что не тех режиссеров приглашают, потому что монтируют и делают окончательный вариант те люди, которые не понимают сути проблемы, но очень хотят сделать красивую и драматичную историю, потому что к документальному кино невнимательно относятся на том уровне, где все это финансируется – даются деньги вслепую с просьбой «снимите что-то про Цхинвал». Хэппи-энда в этой сюжетной части не будет:
«Ладно бы один Миша – выпала в осадок группа.
Все они, хотели того или нет, пропитались запахом послевоенного Цхинвала. Это был горький, до слёз, запах победы. Все он помнили сценарий и думали, что делают фильм о том, какой ценой далась эта победа и каких неимоверных усилий требует война. <…> У режиссера были козырные карты на руках. Помимо реконструкций, с которыми Миша так намучился, - масса хроники и, главное, уникальные интервью с участниками событий. Люди наговорили – мало не покажется. Но изо всех интервью в фильме остался только кусочек разговора с офицером разведбата, у которого на глазах чуть не погиб сын. <…> По тем обрывкам, которые вошли в картину, складывалось впечатление, что он только сидел в подвале и страдал из-за ребенка. <…> Зритель элементарно не мог понять – ни что происходило в Осети, ни почему началась война, ни даже как она закончилась»
Зато российский Джеймс Бонд Миша счастливо женится и напишет сам сценарий, чтобы когда-нибудь снять его без всяких идиотов.