Больше рецензий

27 ноября 2017 г. 12:00

2K

5 Что есть красота и почему ее обожествляют люди?

Очень красиво написанный роман с перывх страниц увлекает рядом античных трагедий в современных декорациях. Затем завораживают точностью прекрасные описания детства главной героини, тех волшебных моментов, страшных и прерасных, когда ребенку открывается мир во всей своей полноте. Затем очаровывает соседство взрослого без розовых очков восприятия реальности, разочарования жизнью с тлеющим в глубине души угольком детской мечты.
Ещё хочется отметить повышенную филологичность текста. Много произведений здесь упоминается, цитируется или обыгрывается. Мне благодаря автору удалось по-новому посмотреть на отношения Брик и Маяковского.
Не берясь судить о правильноти понимания красоты автором или его героиней, хочу сказать, что это удивительно точное исследование восприятия красоты отдельно взятым человеком.

Вся жизнь Юли - это поиск красоты - красоты человеческой, нечеловеческой, красоты жизни и смерти. В детстве она воспрнимает красоту как открытие, эмоцию, которая делает мир больше, полнее, наделяет его новой гранью. Подростком она ищет красоту в человеческом теле, а затем в душе. В институте она противопоставляет красоту "мясу", телесности, по-блоковски считает ее свободой от земного, мечтой о небесном. Взрослая жизнь учит ее видеть красоту в любви житейской (когда выносишь горшки и не противно), и красоту героического отказа от благополучия (как у Зои). Но красоту смерти она не может разглядеть напротяжение всей жизни. Работая судебным психологом-экспертом, она не может разглядеть ее оттого, что смерть находится слишком близко, уходит из фокуса, а видна только трагедия жизни.
Истории преступлений очень яркие, они показывают Юле те прекрасные трагедии, те античные страсти и подвиги, которых не было в ее жизни. Счастье не равно мечте, прекрасное не значит благополучное. Красота всегда надрыв, аффект, трагедия. Но без нее жизнь пуста. Даже в сказках "долго и счастливо" возможно лишь после страдания и подвига. Вот образец идеальной жизни, лелеемый нами с детства. Почему? Неужели нам не хватает боли? Возможна ли красота без страдания? Или красота это свобода от благополучия, от себя, от земного притяжения?
Школьный Квазимодо и финальный квазимодо стали отказом от видимой красоты в пользу красоты грёзы. Грёзы о небывалом.
Жаль, что за фальшивыми квазимодами она так и не разглядела настоящего - Егор, казавшийся ей всю жизнь приросшим к земле орангутангом, если посмотреть отстраненно, и был тем самым принцем - нежный, любящий, относившийся к ней как к принцессе - неправдоподобно идеальный. Слишком близко, чтобы разглядеть его суть. Только мельком, во взглядах других женщин она замечала его красоту, но не принимала ее всерьез.
В итоге стремление к прекрасному губительно, т.к. всегда создает состояние аффекта. Само восприятие красивого есть состояние аффекта, пребывая в котором, человек не может себя контролировать. Почему Юля пошла на свидание с Квазимодо? Ведь она все понимала, но "долго на свете томилась она, желанием чудным полна", она не могла отказаться от поиска всей жизни. И она нашла свою истину, совершила свой подвиг. Теперь о ней можно написать роман)