Больше рецензий

24 ноября 2017 г. 19:15

67

5

Вот, прочла, наконец. Классику, да. Почему в аннотации названо "триллер" - не знаю, я не увидела ничего страшного.
Что я увидела, так это умолчания, неуважение к новой хозяйке дома (и, опосредованно, к хозяину, кстати). Все как-то себе на уме, а новая хозяйка - "иди, не мешай девочка, тебе всё тут знать не положено". Ну да, понятно было, что история с Ребеккой какая-то темная, что сама Ребекка - не сказать, что такой уж ангел, каким она представлялась многим. Ну и.. Ну и всё в общем-то. "Готическим романом" я бы тоже не назвала - готика, она как-то… темнее, что ли.
Главная героиня. Ну что сказать. Девушка А, кстати, у нее есть имя? - я как-то не увидела), которая влюбилась в Макса Уинтера (по-моему) только за то, что он "увидел" ее - компаньонку-невидимку богатой дамы и отнесся к ней по-доброму и даже где-то как к равной. Добавим, что мужчина оказался далеко не урод. Много ли надо молоденькой девочке? Девочку Уинтер спасает из когтей неприятной хозяйки, женившись на ней и, немного побыв в путешествии, привозит ее в свой дом, в усадьбу, в Мэндерли. И тут девочка понимает, что, каким бы хорошим и любимым ни был ее муж, а принадлежит он к тому обществу, о котором она в реальности ничего и не знает. Недаром новая миссис де Уинтер чувствует больше родство с простыми людьми, встреченными ими по дороге в усадьбу и у нее прорывается (мысленно, но искренне) такая вот простая мечта о простом счастье - когда муж гордится выращенной шток-розой, а жена готовит ему еду, в доме тепло, ребятишки… Знаете, этот момент очень меня тронул. И грустно, что вот именно такого простого счастья героине и не суждено. Ее счастье гораздо труднее, болезненнее и как знать, счастье ли это, хотя и с любимым человеком. Иногда говорят, что эта девушка не обладает характером - но если бы у нее был жесткий характер, если бы она была уверена в себе - Максу не пришлось бы спасать ее от ее работодательницы. И мало кто учитывает, что вообще-то девочек из высшего общества с детства готовили в хозяйки дома, а эта девочка была по сути прислугой. Ей неоткуда было научиться быть Хозяйкой, вести дом - ее бросили как щенка в воду и, конечно, она оказалась растерянной, при том, что даже на собственного мужа ей было не опереться. И, тем не менее, она справилась. Всего-то ей было нужно - уверенность в любви мужа, уверенность в том, что она ему необходима, что они - вместе, как сейчас сказали бы "одна команда".
Интересна вот эта история любви со стороны девушки - она очень изменяется от благодарности, игры воображения до реальной любви, которая принимает родного человека так, как есть и остается в самых страшных ситуациях на его стороне. Интересно и взросление главной героини. Болезненное, но не сломавшее ее.
Макс Уинтер. Вот совершенно не понравился мне этот человек! Эгоистичный, невнимательный застрадамус. Привез себе жену, как игрушку. Прекрасно мог бы понять (в его-то возрасте!), что девочка не обучена, как вести дом, как справляться с прислугой, как поставить себя. Не говоря уж о том, что можно было пусть и не поделиться "самым страшным поступком", но хоть сказать, что в отношениях с Ребеккой было не все идеально, что не любил он уже Ребекку, а даже наоборот… ну и всё такое - поддержать девочку, вселить в нее уверенность, а не отвечать рассеянно и неконкретно. Да, возможно, он полюбил ее - по-своему. Но очень царапали все его высказывания о том, что он хотел бы сохранить невинное и (скажем прямо) детское в своей жене. Пардон, ежели ты привез ее как жену, как хозяйку усадьбы - как можно этого требовать? Как требовать "не взрослей" (при том с подтекстом, что "ты будешь уж не та, что я полюбил")?! И все эти метания и страдания Макса понятны в общем, но особоо сочувствия не вызывают. Ну… я старая стерва, видимо.
Ребекка. Сложная натура, сильная но взбалмошная как минимум + цинизм на всё это. Не люблю таких. Она запросто могла сделать так, что окружающие ее полюбили, не зная о том, какова она на самом деле. Эта неискренность, но талантливая игра - это отталкивает. И тем не менее, сила натуры, особенно видная в конце, вызывает некое уважение. Виновата ли сама Ребекка в том, что ее образ, ее призрак портил жизнь юной второй жене Макса? - не думаю. Не Ребекка в том виновата, а окружающие-живые.
Еще хочется сказать о мисс Денверс. С одной стороны - страшная женщина. С другой… Она растила Ребекку с детства, любила этого ребенка - и, разумеется, ей больно и горько от того, что вот появилась новая жена Макса, она занимает место "её девочки"; что ее Ребекка погибла, а, кажется, о ней муж и не скорбит. Т.е. по сути мисс Денверс - это женщина, потерявшая любимого ребенка. Конечно, у дамы характер жёсткий, непрощающий и… преданный. Преданный памяти той девочки, которую она любила. И мне кажется, что со стороны Макса было жестоко по отношению к обеим женщинам - и к жене, и к миссис Денверс - оставлять миссис Денверс в той же должности, в том же доме. И не новой жене надо было бы решать этот вопрос, а именно Максу - аккуратно и дипломатично устроить миссис Денверс куда-то подальше от Мэндерли. А на ее место нанять другую управляющую, совсем новую, у которой нет никаких воспоминаний о том, что было. У Макса же не хватило нет, не ума - души. Он спихнул решение этого вопроса на молодую жену, чего она, будучи душой чувствительной, решить не могла. Т.е. даже если бы она поставила себя верно и умеючи, как истинная новая хозяйка дома - и то было бы плохо в этом случае. В любом случае миссис Денверс оказалась бы глубоко обиженной.
И с точки зрения психологической роман можно читать и перечитывать. Сейчас я его читала впервые, т.е. больше следила за сюжетом, конечно. Думаю, что через какое-то время я его перечитаю уже несколько иначе.

Прочитано в ходе игры "Кот в мешке"