Больше рецензий

24 ноября 2017 г. 15:26

2K

3.5

Действие "Графини де Шарни" начинается ровно на том месте, где закончилась история "Анжа Питу": в Париже продолжает разворачиваться великая французская революция, причем искры ее долетают и до наиболее отдаленных городов Франции, народ подумывает перейти от ненависти к насилию, и к несчастью, подстрекателей, жаждущих крови, хватает с избытком, а король и королева надеются, что все еще можно вернуть на круги своя. На ферме Бийо разворачивается своя маленькая драма - отец Катрин узнает о ее романе с Изидором де Шарни и собирается принять самые суровые меры.

Этот роман оставил у меня бурю эмоций! Вначале я переживала из-за Андре и Оливье Шарни и возмущалась Марией-Антуанеттой (в четвертом романе цикла баллы репутации королевы сильно снизились в моих глазах, ибо подобное манипулирование людьми категорически не могу одобрить). Потом снова переживала из-за политики короля и королевы - вроде бы знаешь, чем все закончилось для них, но все равно какая-то глупая надежда теплится в глубине души, что в этот раз им повезет, и королева все-таки найдет общий язык с Мирабо или Лафайетом, королевская карета все-таки пересечет границу, суд сжалится над ними и приговорит обоих к изгнанию. Когда читаешь какую-нибудь историческую статью, то судьба Людовика и Марии-Антуанетты так сильно не трогает - в конце-концов, монархами они были очень так себе, если не сказать больше. Но тут в романе король и королева - живые люди, за которых не можешь не переживать. С другой стороны, Дюма в конце книги очень верно подметил, что, если бы короля и королеву убили еще во дворце, во время народных волнений, остались бы они на страницах истории тиранами. И именно их заточение в Тампле, разлучение королевы с детьми перед судом и последующая казнь сделала из посредственного короля и легкомысленной королевы мучеников, судьба которых вызывает сочувствие у многих поколений. Но и это не все тяжелые мгновения романа. С моим обостренным чувством справедливости было одинаково тяжело читать и про аббата, который из-за конфликтов с фермером Бийо отказывался хоронить его жену по-человечески, и про сентябрьские бойни, когда священников и знать попросту убивали практически без суда и следствия. Дюма в этом романе знакомит читателей с такими подробностями, от которых просто руки опускаются - это по-настоящему страшные эпизоды Французской революции.

Местами роман выглядит скорее документальным, нежели художественным - Дюма приводит выдержки из документов, речей, описывает целые эпизоды из истории Революции. Но Дюма был бы не Дюма, если он строго придерживался истории и ничего от себя не добавлял)). Внезапно выяснилось, что главный борец за свободу Франции - это даже не фермер Бийо, и не врач Жильбер, а граф Калиостро! Судя по его богатой событиями биографии, это был мошенник и аферист мирового уровня, любитель красивой жизни, но идейный вдохновитель революции и ее главный рычаг? Ну нет, это уже даже не роман, это сказка чистой воды! А его подробные пророческие высказывания Жильберу насчет Робеспьера и Наполеона? Чем больше Дюма окутывал Калиостро флером мистики и таинственности, тем забавнее для меня это выглядело. Почему-то вспомнился один факт из жизни "великого волшебника" - Калиостро во время своего мирового "турне" приезжал и в Россию. В России его встретили с интересом, но уже через 9 месяцев настойчиво попросили собрать вещи. А императрица Екатерина II написала о Калиостро комедию, в которой выставила его на посмешище как обманщика. Тогда "великий маг" перебрался во Францию, где и замутил знаменитую историю с ожерельем.

Дальше спойлеры

Самым печальным моментом романа для меня была история Андре и графа Шарни. Когда я поняла, что никакого "долго и счастливо" для них не будет, очень расстроилась. Понимаю, что супруги де Шарни, как символ старой Франции, должны были уйти в небытие, уносимые Революцией, но принять это не хочу. Так долго идти к своему счастью и в итоге умереть страшной смертью - нет, так не должно быть. /То чувство, когда срочно хочется прочитать фанфик со счастливым концом, где Андре и Оливье уезжают в Америку, вместо того, чтобы уехать в свой замок/

свернуть

Очень мрачный роман - много смертей и какая-то гнетущая безнадежность. Но прочитать его, определено, стоит, хотя бы потому, что роман очень помогает упорядочить в памяти события и личностей Французской революции, да и художественная часть романа ни в чем не уступает исторической.

картинка LiseAlice

Прочитано в рамках Книгомарафона (Ноябрь. 2017)