Больше рецензий

24 ноября 2017 г. 00:17

464

3 Шаманы-оборотни, или кто такие териантропы

Официально история первобытного искусства родилась в 1902 году. Именно тогда аббат Анри Брейль посетил испанскую пещеру Альтамира в составе экспедиции, возглавляемой Эмилем де Картальяком.

Рождение науки омрачено эпизодом в не вполне научном духе: информация об Альтамире, — уникальной пещере, способной дать жару устоявшимся на тот момент представлениям, — полностью игнорировалась в течение 20-ти лет лишь по той причине, что сообщил о ней археолог-любитель. К тому же, испанец, а не признанный профессионал, каковыми считались ответственные за игнор французы Габриэль де Мортийе и Эмиль де Картальяк. Тот самый Картальяк, что возглавит экспедицию и будет вынужден объяснять своё недостойное поведение, публично признавая подлинность рисунков.

Как утверждает Грэм Хэнкок, целых 100 лет с тех пор в дисциплине творилась дичь: безоговорочное господство неудачных теорий, устойчивость которых основывалась на авторитете предложивших их учёных, а не на соответствии реалиям. Дошло до того, что теории менялись только после смерти их основателей. Когда умер Анри Брейль, высказанная им теория «охотничьей магии» сменилась «статистической» теорией, предложенной его учеником Леруа-Гураном. А после смерти Гурана стало ясно, что никакого фундаментального понимания происхождения первобытного искусства за время существования науки не прибавилось, и даже был установлен негласный «мораторий на интерпретацию».

Считается, что психика человека неизменна последние 200 тысяч лет. Первые же признаки творчества и искусства мы начинаем находить только с отметки в 35 тысяч лет до нашей эры, но с тех пор их ареал расширяется довольно быстро. Если грубо, около 40 тысяч лет назад что-то случилось. И это следовало бы объяснить.

Подобное положение дел, согласно Хэнкоку, разительно меняет гипотеза Льюиса-Вильямса, предлагающая для объяснения наскальных рисунков обратиться к измененным состояниям сознания и практике шаманизма в доурбанистических обществах. В свете новой теории оказывается весьма логичным частое появление в никак не связанных культурах загадочных рисунков: териантропов (полулюдей-полуживотных), раненных людей, необычных поз изображаемых существ и особого рода узоров.