Больше рецензий

sleits

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 ноября 2017 г. 13:39

425

4

✒ Алексей Н. Толстой "Василий Сучков", "Союз пяти"

✔Ну во-первых, почему я для чтения выбрала именно эти рассказы Алексея Толстого? Все просто и логично: моя домашняя библиотека претерпела очередную перестановку-чистку, в результате которой я решила избавиться от дубликатов книг. В одном из томов из собрания сочинений А. Н. Толстого были как раз эти два рассказа, которых не оказалось в другом более новом издании. И чтобы со спокойной совестью распрощаться с книгой, я решила эти два рассказа прочитать: моя читательская жадность не позволяет мне в принципе расставаться с любой книгой, не дав ей шанса. Так вот, похоже, что этот том так и останется у меня, а все из-за двух рассказов.

Не могу сказать, что я в полном восторге. После прочтения я выставила "Василию Сучкову" три балла, но уже на следующий день изменила оценку на четыре (хотя и пяти рассказ вполне достоин). Дело в том, что сюжет далеко не всегда определяет отношение к произведению. Я, например, представила, что этот рассказ, если бы он родился в наше время, вполне мог написать Захар Прилепин, в определенном смысле тоже мастер слова. Но мне рассказы Прилепина читать невыносимо скучно, иногда так и хочется спросить у автора: "И что?" Наверное этот же вопрос можно было бы задать и Толстому к рассказу "Василий Сучков" (я, кстати, только сейчас догадалась, что фамилия у главного персонажа говорящая), ведь сюжет простой как две копейки - мужик убил свою сожительницу, - таким нас как раньше, так и сейчас не удивишь. Но есть понятие мастер короткой прозы, я бы даже сказала, гений короткой прозы. На самом деле таких гениев не так уж и много, я назову двух любимых авторов - Чехов и Куприн. Так вот, прочитав только один рассказ "Василий Сучков", я рискну назвать гением короткой прозы и Алексея Толстого. Когда работает настоящий мастер, акцент внимания смещается с "что написано" на "как написано", а написано действительно гениально. Рассказ всего на пару десятков страниц, но он работает с воображением с первых строк, короткие и ёмкие росчерки дают очень полное представление о внешности персонажей, их характере; быт, пейзажи - все настолько яркое и живое - нет ни тени сомнения, что это все на самом деле; удивительный эффект присутствия.

Я приведу всего один фрагмент, всего один абзац, который стоит многих страниц описательного текста у других авторов. Коротко, но невероятно ярко!

"Под столетними деревьями на низком берегу, казалось, собралось какое-то шумное многочадное племя. Лежали вповалку в траве, закусывали яичком, колбасой. Спали, подставив морду под солнце. Молодые люди, прикрыв только срам, играли на гитарах и балалайках девушкам, сонным от света и зноя и водяных зайчиков, скользивших по их лицам. Возились, плакали, смеялись дети, разбрызгивая ногами воду. Снюхивались собаки. Мальчики-подростки висели на сучьях, на склоненных ивах, засматривая сверху на купающихся женщин. На мели, на пленке воды, лежали, выставляя пышные зады, две проститутки. Бегал по песку журавлем на единственной ноге волосатый инвалид, гоготал от удовольствия. Неугомонные старички в белых картузиках бродили около распаренных в траве женских тел. Налетел ветерок, шелестел листьями. Над озером, над парком плыли прозрачные звуки труб. Варварин брат Колька вместе с кучкой матерщинников шатался здесь же, надоедая всем хуже горькой редьки, — но поди его прогони!"

✔С рассказом, скорее даже повестью "Союз пяти" несколько другая история. Здесь во главе угла стоит всё-таки сюжет, хотя и стиль и язык автора не уступает предыдущему рассказу. Сегодня мы, современные читатели и зрители, как говорится, зажрались. Голливуд уже и не знает как нас удивлять. Возьмём, к примеру, фильмы-катастрофы - все они (за небольшим исключением) абсолютно одинаковые, отличаются только спецэффектами, которые с каждым годом становятся всё более крутыми и навороченными. Но в своей основе, на чем стояли, на том и стоим. Я уже и не надеюсь, что наш современный кинематограф способен выдать в этом жанре что-то оригинальное, новое и свежее. Но вот я читаю повесть Алексея Толстого "Союз пяти", которая по своей сути "катастрофа", и удивляюсь, как человек, написавший произведение в 1925 году, выдал идею оригинальную даже по современным меркам (ну не приходит мне на ум ничего подобного).

Как я понимаю, рассказ связан с двумя более крупными фантастическими произведениями автора "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина", которые теперь в обязательном порядке я тоже собираюсь читать. Естественно, дело происходит в США - все проблемы в произведениях-катастрофах, как мы уже знаем, оттуда. "Союз пяти" - объединение из пяти предприимчивых людей - решает захватить власть, деньги, ресурсы, короче, весь мир. Для этого они собираются (ни за что не догадаетесь) взорвать Луну! Конечно, у них есть уже и специальные разработки для проведения операции, а также подробный план захвата Белого Дома. "Союз пяти", прикрываясь научной деятельностью, даёт интервью в газеты о том, что они обнаружили трещины на Луне, и в связи с тем, что она попадает в хвост кометы, которая пролетит буквально через несколько дней, Луна треснет по швам, и Земля притянет обломки Луны со всеми плачевными последствиями. Очень мне хочется рассказать, что же будет дальше, но это будет уже серьезным спойлером, поэтому вам придется либо читать, либо догадываться к чему приведет с одной стороны затея "Союза пяти", а с другой реакция на катастрофу жителей планеты. Но поверьте, финал оригинален.

Оба произведения мне очень понравились, и я с предвкушением буду ждать знакомства с другими произведениями автора. Мне почему-то раньше казалось, что Алексей Николаевич Толстой революционный автор, и что его произведения бесконечно унылы и скучны. Я рада, что ошиблась. А у меня впереди собрание сочинений автора в десяти томах!

картинка sleits