Больше рецензий

21 ноября 2017 г. 12:23

175

4 Киберпанк жив!

Не могу назвать себя любителем киберпанка, а потому сборник этот купил, руководствуясь, в основном, именами авторов, с творчеством которых знаком и могу быть уверен, что ниже определенной планки они не опустятся. И не прогадал. Киберпанк – довольно узкий поджанр фантастики и, признаться, были у меня опасения, что в сборнике будет много рассказов на повторяющиеся темы. Но, спасибо авторам и составителям, эти опасения не оправдались. Тексты порадовали своим разнообразием, весьма приличным уровнем и хорошо продуманными интересными фант-допущениями. При этом не пострадали и остальные составляющие. Герои здесь в большинстве своем действительно герои, а не персонажи-функции, истории - психологически насыщенные, а идеи присутствуют не только фантастические, но и социально-нравственные. Киберпанк – жанр не особо веселый, но отдельные тексты порадовали неплохим юмором. В частности, находящийся на грани киберпанка и сюрреализма рассказ «Афропанк» Алекса Тойгера и Алены Голдинг и построенный на сетевом общении, также близкий по стилю к литературе абсурда, рассказ Натальи Адаменковой «Клоноводы». Традиционно сильный текст выдала Ирина Лазаренко. В своем рассказе «Недоперечеловек» она хорошо покопалась в психологических различиях человека и человекоподобной машины, при этом вновь порадовав читателей своим фирменным стилем. Не уронил планки и Николай Немытов с рассказом «Опека», где тема фанатов соцсетей туго переплелась с темой гиперопеки старшего поколения над младшим. История в результате получилась очень своеобразная, добрая и позитивная. По-хорошему встряхнул двойной сюжетный перевертыш в финале рассказа Андрея Фролова «Интервенция», а идея алкогольной соцсети во «Фляжке» Мерси Шелли заставила воскликнуть «Ух ты!». Глубокий подтекст в «Тени и Элизе» Юлианы Лебединской заставляет о многом задуматься. Близок к нему по лейтмотиву и жесткий, если не сказать жестокий рассказ Ярослава Верова «Реакция отторжения». Оригинальное фантдопущение тут выступает фоном для злой политической сатиры, не смешной, а трагичной, а также полной глубокого психологизма личной драмы отнюдь не положительного главного героя. Сборник получился весьма сильным по составу, без явных провалов, зато с рядом несомненных успехов. Прочитать его, несомненно, стоит. По крайней мере, я о потраченных деньгах и времени не пожалел.