Больше рецензий

20 ноября 2017 г. 07:17

2K

4 Всколыхнуть всё внутри

Потрясающая книга. О том, как не быть конформистом ни при каких обстоятельствах: заставить даже самый закостенелый тоталитарный мир вращаться вокруг тебя - превращать, к примеру, нацистские демонстрации в танц-площадки или останавливать и запускать свои биологические часы (главный герой останавливает в младенчестве по собственному желанию рост своего тела). Если лень читать 700 страничный роман, то посмотрите хотя бы оскароносный и золото-пальмовый фильм, охватывающий половину повествования о жизни славного барабанщика из вольного города Данцига. Однако будте готовы к откровенным и нелицеприятным сценам в духе "груза200". Если честно, сцена с ловлей угрей на лошадиную голову - вторая по шкале "отвратительного", которую я встречал в кино или литературе (после сцены с возвращением жениха из выше упомянутого балабановского фильма). Я не любитель мерзости, но уважаю силу художественного таланта, способного затронуть за живое, всколыхнуть всё внутри. К сильным сторонам произведения стоит отнести насыщенную сюжетную канву, которая может соперничать с приключенческими романами. Объём книги оправдан с лихвой эпичностью повествования, охватывающего около четырёх десятилетий Германии и Пруссии первой половины двадцатого века. Посему нет более нелепого занятия, чем пытаться пересказать эту книгу. К недостаткам могу отнести лишь - это субъективно безусловно - нехватку лексической образности, поэтичности, метафоричности, идиоматики. Могу списать это на издержки перевода, но, к сожалению - так как язык для меня стоит на первом месте - я ощущал легкий диссонанс между головокружительным сюжетом, детально переданной (мрачновато-готичной, истинно немецкой) атмосферой периода мировых войн и языком романа. Замечу, что при чтении других немцев - Манновского "Верноподданного" или тех же Гессе и Кафки - диссонанса не припомню. Однако в целом, это бесспорно выдающееся произведение, доставившее мне массу удовольствия при чтении. PS: по поводу архетипа главного героя. В рецензиях выискали уже и Питера Пена, и гамельнского крысолова, и юродивых всевозможных. А я добавлю - Катрин из финальной сцены Брехта " Мамаша Кураж и ее дети", она била в барабан на крыше в спящем городе, который собирались вырезать враги, пыталась поднять тревогу и поплатилась жизнью за это. Возможного Оскар тоже бьет тревогу о чём-то, чего мы не замечаем, потому что ещё не проснулись.

Комментарии


Простите, что влезаю спустя два года, но показалось интересным замечание насчёт отсутствия в тексте поэтичности и образности. Мне показалось, что текст Грасса повторяет барабанную дробь Оскара - то монотонную, спокойную, когда рассказчик отстранён от своего героя, ироничен, то резкую, злую, взрывную - когда он передает эмоции. И поэтому в тексте нет мелодии, только ритм. И, по традиции, всех странных мальчиков в книгах зовут Оскар)