Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

19 ноября 2017 г. 03:16

949

4 Он переделать мир хотел... но был солдат бумажный… (Булат Окуджава)

С одной стороны, этот роман, несмотря на все его объёмы, очень прост. Взяли молодого человека и расписали его по дням, неделям и месяцам, прибавив к главному герою несколько других людей разной степени важности и выразительности. Проведя образ главного героя сквозь все стадии развития — яйцо, гусеница, куколка, бабочка — и доведя до естественного предела — финита ля комедия.

Однако вот эта простота романа всё-таки нарочитая и кажущаяся. Потому что характерологически наш герой совсем не прост и не однозначен. И, соответственно, поступки и действия его выпирают углами из логики человека с более нормативным типом личности — там, где нормальный человек устроил бы и свою частную жизнь (заодно осчастливив бы свою избранницу, а вместе с ней и всю свою родню и семью супруги тоже) и свою инженерную (и любую другую) карьеру, наш парняга рассорился со всеми с самых школьных лет (прежде всего с семьёй), да и потом не сумел выстроить нормальных отношений в принципе ни с кем.

А между тем в уме Перу не откажешь. Хотя бы потому, что все его инженерные наработки и проекты всё-таки были затем пристроены к делу, правда уже под другой фамилией и в слегка изменённом виде, но ведь всё равно инженерные решения у него были смелые и в общем-то верные. Но вот эта гордыня и самомнение всю жизнь мешали Перу практически во всех его начинаниях.

С родительской семьёй фактически разорвал все отношения (вплоть до того, что не попал на похороны матери), с первой своей возлюбленной не хватило смелости или решительности выстроить нормальные отношения (однако отказать ей не побоялся), со второй дамой сердца, с Якобой, все отношения были кое-как и наперекосяк, и хотя дело почти дошло до свадьбы (тут обнаружил большой косяк в Вики, куда полез с целью уточнить период действия романа — в Вики написано, что Пер женился на богатой еврейке и потом путешествовал по Европе, а ведь с Якобой он был только лишь обручён и до свадьбы с ней дело не дошло), но опять он потом метнулся за другой встретившейся ему юбкой, за пасторской дочкой. И даже с той, хотя и создал семью и нарожал детей, однако всё равно развалил всякую связь и остался в гордом одиночестве (хотя тут не так всё однозначно с его мотивацией).

В практических делах не сумел доходчиво растолковать все достоинства своего проекта, всё как-то через споры и ссоры и опять с гордыней — в результате плодами его инженерно-творческой мысли воспользовался совсем другой человек. А ведь, скорее всего, проект и в самом деле был работоспособен, порукой тому тот мини-проект, который он осуществил позже в гораздо меньшем масштабе.
Вот и закономерный финал романа — смерть в полном одиночестве.

Другая сторона этого романа — на примере судьбы Пера и вокруг него ходящих и разговаривающих людей автор показывает нам основные процессы в датском государстве и обществе в период последней четверти XIX века (если я не сильно ошибся с вычислением периода действия романа) — в период капитализации финансово-экономической модели социально-государственного устройства вообще в Европе и в Дании в частности. Бурное развитие капитализма и промышленности в соседней Германии стало для Пера и для других молодых людей той отправной точкой, на которой и основан роман — необходимость буквально революционных капиталистических промышленных и торгово-финансовых преобразований в маленькой Дании — вот центральная линия романа в этом смысле. Но, как мы уже выяснили, наш молодой герой, рвавшийся именно в герои, таковым не оказался. И ведь вроде в маниловщине его не упрекнёшь, но вот кроме тянитолкайства больше ничего и не получилось.

И третья линия романа — поиски стрежня в себе и в людях. Речь идёт о религии и о вере. Наш герой Пер с детства не особо верит в бога (тут, видимо, он прав в своём мнении, что его отец, будучи пастором, переусердствовал с давлением на личность молодого бунтаря). И потом по ходу жизни Пер сталкивается то с одним служителем церкви, то с другим, при этом все эти люди разительно отличаются друг от друга. И если одни идут по популистскому пути общения со своей паствой (таков пастор Бломберг, отец жены Пера Ингред), то пастор Фьялтринг стал истинным возмутителем спокойствия Пера. И вот эти поиски соотношения количества себя в боге и бога в человеке, эти обсуждения личности и роли Христа стали в романе не только отражением всех подобных процессов и обсуждений внутри европейского в целом и датского в частности общества, но и читателя подталкивают к собственным размышлениям по всем этим пунктам и поводам. И поскольку механизация и машинизация производств выхолащивает духовные и душевные начала в работнике (ведь и правда, если труд ремесленника был частицей творчества и продукт ремесленного труда нёс в себе частицу души мастера-искусника, то труд механизированный и машинизированный обездушен...), то автор счёл необходимым показать в своём романе все эти непростые явления.

В целом общее впечатление от книги осталось очень приличное. Не единожды во время чтения возникали не то что сравнения, но просто мысли о романе Горького «Жизнь Клима Самгина» и о трилогии Гамсуна «Август». Что-то неуловимо общее есть в этих трёх мега-романах...

Прочитано в рамках ноябрьского тура игры Долгая прогулка, бонус. Команда Орден Книжной Арматуры