Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

19 ноября 2017 г. 02:53

2K

3.5 Там, где любовь, там, где любовь, там всегда... (из песни)

В домашней библиотеке на полке дружным рядком стоят несколько томов из 9-томного издания сочинений Жорж Санд. Видимо мать была её почитательницей, но может статься, что в безкнижные советские времена (вот парадокс — в самой читающей стране мира было трудно купить книги...) ей просто посчастливилось выкупить подписку или произошло ещё что-то подобное. Увесистые и объёмные эти тома благополучно пережили все наши переселения из квартиры в квартиру и из города в город, однако никогда не были открыты моей любопытствующей рукой на предмет почитать. Ну, главное вовремя вспомнить...

Любопытные времена — эти 20-е годы во Франции. Наполеон Бонапарт разбит и низложен соединёнными силами Европы и России, во Франции восстановлено монаршее правление, однако люд рабочий колобродится, да и более высокие и образованные слои французского общества колеблются и возмущаются.

Но это только общий фон, который в романе имеет весьма второстепенное значение и упоминается Жорж Санд только мельком и только в контексте совсем других событий. А эти другие события совсем просты — молодая девушка, выданная замуж без любви за человека много старше, молодой рьяный повеса — человек ловкий и беспринципный, и средних лет друг семьи. Вот вам классический любовный треугольник с четвёртым углом (про друга семьи помним, да?). Наш молодой ловкач Раймон довольно умело охотится за понравившийся ему Индианой, благо опыт волочения и романтических приключений у него есть (так утверждает автор, и так мы видим и сами, исходя из его поведения). А Индиана... Индиана девушка строгих правил, да ещё и весьма романтическая особа, идеализирующая и предельно и запредельно возвышающая чувственные отношения. Ну и, сами понимаете, пытается противостоять натиску Раймона, отчего согласно закону Ома (а также Авогадро, Ньютона и Менделеева-Клапейрона) сила натиска только возрастает, а ухищрения становятся всё более изощрёнными. Тут же статистом присутствует старый супруг, и более-менее активным участником всей этой заварушки друг семьи (и воспитатель Индианы) сэр Ральф. Чем всё это закончится? В романе 260 с. и прочесть его можно за сутки.

Авторский стиль всё-таки выдаёт в Жорж Санд женское начало. Слишком много экзальтации, всяких охов и ахов, заламывания рук, стенаний и прочей слегка отталкивающей от чтения девачковости. И я бы даже сказал, что в нашей Индиане имеются черты того, что в наши времена назовут "эмо" — страдания и слёзы, слёзы и страдания. Да и сэр Ральф хорош — безропотно годами и десятилетиями молчит о своих чувствах и даже готов расстаться (слегка картинно и выпендрёжно) с жизнью, да ещё и не в гордом одиночестве, а театрализованно и напыщенно и непременно с возлюбленной сердца своего. Тьфу, блин! А вот Раймон вполне живчик, чем-то отчасти напомнивший Вальмона из "Опасных связей". Такой расчётливый и упорный дамовладелец и дамоимелец. И то, что он по жизни довольно известный публицист, только дополняет портретную картинку его личности.

Ещё в заслугу Жорж Санд можно и нужно сказать о том, что в книге то и дело встречаются разные философствования на самые разнообразные темы — часть этих рассуждений и размышлений вполне пригодны для цитирования (три цитаты для примера я добавил в цитатник этого романа), многие — для осмысления.

Не скажу, что получил огромное удовольствие от чтения, но всё-таки это был интересный опыт. Да и могу теперь хвастаться, что читал Жорж Санд :-)

Прочитано в рамках 9 тура Игры в классики, усложнённая версия, ход №6 (тема: Лицо в маске)

Комментарии


Люблю девачковые книги, но после чтения эпопеи о Консуэло решила никогда больше не браться за Жорж Санд. Слишком пафосно и нравоучительно. Настолько, что хотелось восторжествования злодеев.


хотелось восторжествования злодеев

Филигранная формулировка (смеюсь)
Но в книге и в самом деле много мимимишек. А что, в Консуэло тоже этот же стиль доминирует? А то я тут вроде прикидывал прочитать ещё Консуэло и Графиню Рудольштад... (


Я тут влезу в диалог))) Читала и "Индиану", и "Консуэло". По сюжету и по литературному мастерству "Индиана", по сути, первый писательский опыт, так что по этому роману автора судить не стоит. Я лично осталась равнодушна к "Индиане", но "Консуэло" перечитывала уже раз 5 в разном возрасте) Как по мне очень интересное, философское и атмосферное произведение, проникнутое духом классической музыки, не зря же на страницах появляется и Гайдн, и Порпора:)


Убедительно. Спасибо, значит планы на Консуэло остаются в силе :-)


На самом деле, атмосферности у "Консуэло" действительно не отнять, вот атмосферу вспоминаю до сих пор: там и Италия со своей карнавальностью, операми и страстями, и мрачный европейский замок со всеми вытекающими. Сами приключения тоже довольно занятные, по крайней мере в первой части дилогии. Но вот эта добродетельнейшая, высокоморальнейшая, чистейшая героиня, вокальные возможности которой растут в геометрической прогрессии, потому что "никогда ещё её голос не звучал так прекрасно" и так в каждой главе. В общем, для меня книга показалась слишком ханжеской даже в пятнадцать лет. Может это я такая испорченная.
Короче, если решите почитать, с большим интересом познакомлюсь с вашим отзывом)


Ну, думаю, что в следующем году попробую прочитать )