Больше рецензий

Marlen

Эксперт

Да я практически кекс!

18 ноября 2017 г. 14:25

498

5

Ах, какими мы были педагогами, когда и думать не думали о педагогике!

Даниэль Пеннак как тот самый учитель литературы, о котором он сам же и пишет, который способен заинтересовать детей и привить им любовь к чтению, а не отвращение к литературе со школьной скамьи. Учитель, которого у большинства из нас не было, потому что я не знаю как во Франции, а у нас все (иногда слишком) строго, учителей так контролируют, что попробуй отступи от школьной программы или рискни почитать вслух детям вместо того, чтобы устраивать допрос на тему является самоубийство Катерины в пьесе Островского "Гроза" слабостью или сильным поступком. Пример, кстати, из моих школьных воспоминаний. Каждый урок действительно воспринимался как допрос, от нас требовали своего мнения относительно событий книги, при этом всегда был правильный вариант - тот, который учитель прочитал в методическом пособии. После этих уроков еще года два я практически ничего не читала, при том, что до этих чудесных уроков была постоянным посетителем библиотеки.
Пеннак рассказывает, что делать чтобы не повторилась такая история. В отношении школы и учителей это все же малоприменимо, консервативные учителя в нашей реальности эти книгу прочли бы, пофыркали и вернулись к учебному плану. А родители мало могут повлиять на то, что происходит в школе. Но вот прочесть эту книгу родителям и повлиять на детей никогда не будет поздно. А вдруг и учителя вдохновленные найдутся?
Вся книга разделена на две части, в первой как раз о том, как привить любовь к чтению. Пеннак очень живым языком рассказывает про свой опыт родителя и педагога, а также рассуждает о том, как по мере взросления ребенка его интерес к чтению угасает, почему это происходит и как этого не допустить. Утверждает, что никогда не поздно эту любовь к чтению возродить, причем, сделать это довольно просто. Вторая часть - это десять прав (как десять заповедей, делает он акцент) любого читателя, которые часто забываются, опять же под влиянием школы и фраз типа "НАДО читать".
Порадовала любовь Пеннака к русской классике, неоднократно он упоминает Пастернака, Толстого, Гоголя, даже о Невском проспекте есть упоминание, когда он говорит о возможности путешествовать, всего лишь читая книгу. Кстати, тут же и чудесная фраза на эту тему:

Если нет ни времени, ни средств, чтоб провести неделю в Венеции, зачем отказывать себе в праве заглянуть в нее на пять минут?

Книга в целом очень нужная, на твердую 5, но и критически к ней тоже надо отнестись. Например, почему Пеннак так умаляет обсуждение прочитанного, он утверждает, что обсуждение книги отбивает желание читать. Но я бы сказала, что вопрос в том, КАК обсуждать. Само же обсуждение очень даже нужно, не зря школьная программа на этом и построена. Но вот в какой форме это обсуждение строить - другой вопрос. Конечно, не должно быть принуждения и чрезмерной авторитарности, нужно просто найти свой подход, и тогда обсуждение прочитанного будет только положительно влиять на так восхваляемую автором любовь к чтению.