Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

18 ноября 2017 г. 13:13

1K

4.5

Есть у меня такая замечательная привычка - в каждой ситуации, рассказанной мне одним из её участников, попытаться увидеть события с противоположной стороны, глазами того человека, который отсюда - выглядит неправым. Иногда это сделать легко, иногда (особенно если я сама являюсь участником конфликта) - невероятно сложно. Но попытку такую я предпринимаю всегда, возможно, отчасти в силу профессии. Поэтому мне нравится, когда писатели основывают свои сюжеты на всем давно и хорошо известных событиях (например, описанных в Библии), и пытаются увидеть их изнутри или под другим углом. В общем-то именно это и подтолкнуло меня к прочтению романа Апдайка об архетипичной парочке любовников, которые прыгнули друг к другу в объятия и под венец, едва остыло тело её первого супруга и его брата. В мировой литературе они лучше всего известны из знаменитой пьесы Уильяма Шекспира "Гамлет" под именами Гертруда и Клавдий.
В романе Апдайка вся история видна нам изнутри, поскольку рассказывается от имени героини - сначала невесты, которую отдают замуж, не спрашивая, потом жены, которую постоянно оставляют в одиночестве, а потом и матери, которая не может найти общий язык со своим сыном. И, наконец, женщины, которая в тридцать пять впервые осознает, что общение с мужчиной (пока только разговоры) может приносить удовольствие. Геруте (так зовут в первой части Гертруду) интересно то, что, о чем и как говорит возвратившийся из дальних странствий Фенг (Клавдий), ей приятны те мелкие знаки внимания и вежливости, которые он ей оказывает, такие непривычные в обычной жизни королевы... Но там, где уже должно было произойти падение, происходит новое бегство Фенга из Эльсинора и Дании, от Геруты. А время идет...
И все-таки, неизбежное происходит. В тот момент, когда уже и молодость ушла, и король изменился, куда более чутко начав прислушиваться ко всему, что происходит в его семье. Но, собственно, не столь важно, что именно и как именно произошло между ними, потому что это их собственная история. И беда Гамлета в том, что он не умеет и не хочет жить собственную жизнь, он лезет в жизнь родителей, пытается добиться справедливого как он считает возмездия, губя при этом всех тех, кто мог бы наполнить смыслом его собственную жизнь - Офелию, Полония, королеву, себя... Впрочем, всё это он проделает у Шекспира. У Апдайка история заканчивается там, где вот-вот начнется знаменитая трагедия.
Единственное, о чем нам так и не поведал американский писатель - в чем реальные мотивы Клавдия (Фенга/Фенгона)? В романе все его действия посвящены любви. Но действительно ли это была любовь к женщине? А может, это все-таки любовь к власти, которой он достиг, отравив брата-короля и соблазнив королеву? Ведь в третьей части романа Клавдий совсем не похож на того пылкого Фенга, который добивался любви Геруте. Может, дело в возрасте, конечно, а может в том, что отпала нужда притворяться? И хотя мне, как и Гертруде, совсем не хочется сомневаться в любви и искренности нового короля, но куда денешься от вопросов? А в целом, несмотря на название, мне показалось, что главной героиней этой книги автор считает именно её, Гертруду, которая "и башмаков еще не износила, в которых шла за гробом мужа"... И здесь мы видим - почему всё случилось именно так, и почему она все равно не настолько виновна, как принято считать.
Вот такую занятную версию предыстории шекспировской трагедии предложил своим читателя Джон Апдайк. По мне - блестящая история, совершенно самостоятельная, и в очередной раз подталкивающая к перечитыванию "Гамлета". И я искренне недоумеваю, почему такое множество читателей на ЛЛ так невысоко оценили эту прекрасную книгу. Книгу, которая заставляет задуматься. И посмотреть на известные события другими глазами.

Книга прочитана в рамках игры "Дайте две!" Шестнадцатая волна (Март - Май 2015).
Рецензия написана в рамках игры "Несказанные речи..."