Больше рецензий

16 ноября 2017 г. 19:17

63

3.5

Начало произведения слегка агрессивным увиделось, сейчас частично понимаю, что скорей всего зря с отрицательным оттенком следующая характеристика героя прочиталась:

Старший комиссар полиции Пьер Ньеман был в числе ответственных за данное мероприятие. Подобные операции не входили в его обязанности, но этот полицейский со стрижкой ежиком любил такие «разминки». Надзор и лобовые столкновения. Без протоколов и другой процедурной тягомотины. В каком-то смысле это отсутствие формальностей грело ему душу.

первым впечатлением сложилось, что герой любит и наслаждается, применяя к другим силу, и, несмотря на его попытки избежать "бойню", всё равно поддаётся ей, из-за чего возникает один из конфликтов в расследовании дальнейшего дела.
Параллельно с прочтением посмотрел фильм, который больше понравился харизматичными актёрами, нагнетанием атмосферы посредством музыки, изображаемым пейзажем. При этом показалось, что фильм делает незаметнее такие клише жанра (или зрительно по другому воспринимается), когда убийство и работа служащего комментируется через сниженную лексику; преступником восхищаются, а герой, от лица которого ведётся повествование, испытывает по его словам жгучую антипатию к опрашиваемым людям, при этом в дальнейшем эта черта пропадает, но нет ощущения, что из-за развития героя. Фильм порадовал отсутствием фраз типа "Смерть — это и есть роман", или подобного предсказания, от которого "красивостью" веет:

Карим обернулся. Старик глядел на него с порога, придерживая плечом застекленную дверь. Льющийся сзади золотистый свет делал его силуэт массивным и мрачным.

– Что? – переспросил сыщик.

– Я говорю: побереги себя. И никогда не принимай кого-то другого за собственную тень. Карим попытался улыбнуться.

– Это почему?

Старик натянул на лицо шерстяную маску.

– Да потому, что я вижу, я чую: ты ходишь среди мертвецов.



А ещё в лёгкий диссонанс вогнало высказывание Ньемана:

Мы с тобой в ледяном дворце, Жуано, в зеркальном лабиринте! Так вот, смотри в оба! Не упускай ни единой мелочи. Потому что там, среди этих зеркал, в «мертвой зоне», затаился убийца. Жуано изумленно разинул рот.

– Для простого человека вы чересчур умно рассуждаете, комиссар.

Мне бы страшновато было с таким человеком разговаривать, к тому же признавать в этом ум. Похоже на Горана Гавилу (Донато Карризо "Подсказчик") с его:

Пять закопанных рук. Части тел, лишенные самих тел. Если на то пошло, во всем этом нет никакой жестокости. Без тел нет лиц, без лиц — нет индивидуумов, личностей. Нам следует задаться вопросом: «А где же девочки?» Потому как здесь, в этих могилах, их нет. Мы не можем посмотреть им в глаза. Не можем почувствовать, что они такие же, как мы… Потому что, на самом деле, во всем этом нет ничего человеческого. Это — только части… Никакого сострадания. Он не позволил его почувствовать. Он оставил нам только страх. Невозможно испытать жалость к этим маленьким жертвам. Он всего лишь хочет, чтобы мы знали, что они мертвы… Тысячи птиц во мраке вынуждены щебетать вокруг неестественного по своей природе света. Нам не удается увидеть их, в то время как они наблюдают за нами — тысячи птиц. Что это такое? Все очень просто. Вот он — результат обмана. Обратите внимание на фокусников: зло, принимая форму самых обыденных вещей, иногда вводит нас в заблуждение.

Реакция самого Ньемана на свои лекции, когда он услышал свою мысль из чужих уст, показательна))

Карим сунул листок в карман и провозгласил, полуиронически-полуназидательно:

- В расследовании преступления каждый факт, каждый свидетель является зеркалом, в котором отражены обстоятельства дела.

- Что ты несешь?

- Когда я учился в школе инспекторов, я слушал одну из ваших лекций, комиссар.



Когда в "хотелки" книгу заносил, то думал, что дело будет в большей степени разворачиваться вокруг убитого библиотекаря, возможно, действительно ждёт какая-нибудь книжная тайна)). Ошибся. Думаю, посмотри я только фильм без прочтения книги -- ничего бы не потерял.

В рамках игры Дайте две.