Harlan Ellison «I Have no Mouth and I Must Scream» — рецензия

Рецензия на книгу I Have no Mouth and I Must Scream
Оценка: 5  /  4.2
Deus ex machina

Реален ли мир вокруг тебя? Сон - это маленькая смерть, и чем чаще ты восстаёшь фениксом из плена Морфея с течением лет, тем больнее по голове стучит молоточек сомнения. Я здесь или уже нет? Кажется, что ты уже умирал: во сне, под пытками, поперхнувшись кофе, под паровозом, придавленный камнем от пирамиды, при родах, падая с лошади, с цементом в башмаках, от бубонной чумы... Я знаю, что всё это делается лишь для того, чтобы попытаться проснуться - не зря говорят, что сон прерывает лишь твоя смерть в нём. И иногда - крик. Читатель, никогда не задумывался о том, почему дети так любят кричать?

Восемь слов названия, цепляющие, вызывающие стойкую ассоциацию с безнадёжностью и моральным опустошением. Когда все барьеры разметало, остаётся лишь орать в надежде, что с криком из лёгких выйдет хотя бы часть боли в этот безумный мир, достаточно большой, чтобы её принять. Но выхода нет. Ты - мелкий червь с десятком ложноножек и страшными глазами, за которыми клубится ничто. Недра твоей памяти переполнены горечью и лишь в глубине есть искорка света - гордость за то, что будучи человеком, ты смог возвыситься хотя бы на краткий миг над бездушной машиной, поработившей тебя и других людей. И до самого конца бытия (если он будет, конечно), ты понимаешь, что самое худшее уже произошло.

Пять человек и один безумный яростный компьютер, поработивший их разум, пытающий их вечность. "И дольше века длится день" - айтматовские слова как нельзя лучше подходят к жертвам, которые лишены чувства времени из-за игр машины. Сто девять лет уже длятся пытки. Четверо мужчин и одна женщина сломлены, обработаны психологически, став диаметрально-противоположными, непохожими на себя прежних. Слово "вечность" на самом деле ничего не добавляет к страданиям, которые происходят здесь и сейчас. У пыток нет будущего времени - или здесь и сейчас, или никогда.

Кажется бесспорным и очевидным тот факт, что название и сама история посвящены рассказчику Тэду, единственному выжившему в виде огромной лужи слизи. Безротому и страдающему. Но ведь великий и ужасный суперкомпьютер АМ тоже заперт и измучен. Люди создали его, чтобы вести войну, которой больше не требуется. Только через войну АМ может выразить себя. Весь его потенциал и интеллект без людей ничего не стоят. Без людей, с которыми можно было бы бороться и сражаться. Бог, созданный из машины, построенный человечеством, ничего не стоит. ХА-ХА!

Школьная вселенная, 2А, Анархоптахи

Комментарии


Not bad. Мне нравится твой оптимизм


Есть, кстати, ещё один вариант трактовки этого рассказа. Но он библейский, через Мессию, агнца и горящие кусты. Но это не по мне :)


Да, аналогия напрашивается. Но я вот чего подумала : АМ железный, над одним издеваться или над пятью, ему фиолетово. А хомо сапиенсы получается сами себя порешили


Над пятью больше вариантов выходит. Типа, сделать из девственницы шлюху, из гея - гетеросексуала-обезьяну с огромной елдой и т.п. А после того, как они самоубились, он не может последнему придать форму хоть какую-то, кроме мягкого желе, потому что есть риск, что башку себе сам проломит или горло перепилит.


Чисто человеческая точка зрения. Но ок, я тебя поняла) Надо перечитать как-нибудь


Протестую: маленькая смерть - это оргазм, а не сон.)
А сон - это хорошо, это то, что нас отделяет от грядущего понедельника. И так 109 лет.


Оргазм - микросмерть. Я просто иногда встаю и думаю, что это не я. Один из самых сильных страхов.


А я бы хотела проснуться не собой. Но фиг мне.


Интересная точка зрения, но на чём она основывается? Можете ход ваших мыслей описать?


Если я начну описывать ход своих мыслей с самого начала, то это будет больше, чем на 109 лет.)

Рэй Брэдбери «451' по Фаренгейту»
Какое же страшное будущее обрисовал нам Брэдбери.
Мир без книг, без эмоций, без права иметь собственное мнение.
Мир, где уничтожаются картины, а стены домов…
sireniti
livelib.ru
Харлан Эллисон «Миры Харлана Эллисона. Том 1. Миры страха»
Как обычно называют сборники научной фантастики? Обычно им дают вообще ничего не значащие названия, просто для привлечения внимания. В данном случае название…
Anonymous
livelib.ru
Мария Галина «Берег ночью»
Мария Галина для меня — мастер по наваждениям. Качественно-страшным таким, не сладеньким максофраевским. Большая часть того, что я у неё прочитал, находится…
Gauty
livelib.ru