Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

5 ноября 2017 г. 09:12

676

5 О Со-авторстве.

Жером считал, что телевидение будет отравлять умы зрителей, а дети будут рождаться с квадратными глазами и мозолями на пальце, которым нажимают на кнопки пульта. На самом деле телевидение, потеснив киноиндустрию, само оказалось в ловушке собственного всемогущества. Месиво из картин и звуков утомило всех, даже домохозяйку из Вара.


Это в первую очередь о со-трудничестве, со-общничестве, со-зидании, и чем там еще может явиться удачное со-авторство? И только во вторую о телевидении. Влияние телевизора на нашу жизнь сильно преувеличено. Помните обольстителя из "Москва слезам не верит", который говорил, что телевидение поглотит все, не будет ни кино, ни театра? Спустя шесть десятков лет, можно констатировать - все на прежних местах: кино, театр; телевидение добавило к списку зрительских радостей сериалы; книги не исчезли - развитие техники только сделало возможным разные способы чтения. "Сагу" частью читала, частью слушала в формате аудиокниги.

До того с творчеством Тонино Бенаквиста встречалась только раз, в фильме "Малавита" с Робертом де Ниро, после которого просмотрела по диагонали книгу. Ни первым, ни вторым не впечатлившись. Но "Малавита" - это маститый и увенчанный Бенаквиста, а "Сага" написана в 1997 году, человеком еще молодым, вкус славы познавшим, но не объевшимся ею. И "Сага" - это фейерверк красноречия, сюжетов, ситуаций, который берет тебя в оборот с первых страниц, с убийства молодой женщины и незнакомца, вторгающегося на место преступления, который оказывается ее бывшим мужем. Россыпь возможных версий убийства, которой безработный писака Луи забрасывает жандармов - аналог скорострельного пулемета с тем же примерно действием на слушателя. Убойным.

Следующая страница сентиментальная, нет женщины, у которой не нашла бы отклика история Матильды, десятилетия писавшей за гроши для женатого любовника издателя и в одночасье выброшенной им на свалку. Еще сантименты, но с оттенком "мне отмщение и аз воздам" - Жером с братом-инвалидом на руках; партнер украл у него сценарий, который Голливуд экранизировал за миллионы долларов. Четвертый член команды Марко молод, беден как церковная мышь и только еще мечтает о горьком хлебе бумагомараки.

Классическая тема "клуба неудачников", которых ушлый продюсер местного телеканала собирает для работы над сценарием отечественного сериала, чтобы заполнить квоту на французскую кинопродукцию - прежде каналу удавалось обходить закон, но теперь грозят санкции, вплоть до закрытия. Итак: четверка сценаристов; полная творческая свобода (пишите о чем угодно); единственное требование - дешевизна конечного продукта: никаких натурных съемок, никаких спецэффектов, никакого саундтрека (старый добрый Бах в качестве звуковой подложки, благо - согласно закону об авторских правах принадлежит Человечеству). Платить будем мало, ставить сериал в показ - с четырех до пяти утра. Работайте.

Кто же мог предсказать, что "Сага", спустя недолгое время, побьет все рекорды популярности и сметет пешеходов-машины с парижских улиц на время показа, теперь уже в прайм-тайм, как это было с нашими "Семнадцатью мгновеньями"? Кто, даже в самых смелых фантазиях, вообразил бы тысячи фан-клубов, права на показ, продаваемые в десятки стран, миллионы поклонников? Фантастика, конечно, сама концепция сериала - яблоко с червоточиной. Не с первого укуса, так с пятого или десятого раскусишь червяка, после чего отбросишь. Но почему не пофантазировать, если так занятно? И посмотрим, как далеко это может нас завести.

Дивное чтение на выходные. А если решитесь послушать, поищите в исполнении Дениса Верового. При всем уважении к Ирине Ерисановой - не рекомендую.