Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 ноября 2017 г. 09:26

3K

3.5 Кант, Незнайка и Нобелевская премия

От чтения «Незнайки в солнечном городе» больше всего удовольствия получил бы Иммануил Кант, потому как ситуация с бескорыстными поступками описана в книге просто блестяще. Незнайка совершает хорошие поступки, чтобы (за совершение трех таковых поступков подряд) получить волшебную палочку, на что его подруга Кнопочка с поистине философской прозорливостью замечает, что в таком случае его хорошие поступки вовсе не бескорыстны. Незнайка оказывается в интересной ситуации. В самом деле: как ему отныне совершить хоть один хороший поступок, не вспомнив при этом о волшебной палочке? Мысль о желанной награде уже слишком прочно въелась в его мозг. «Блестяще!», - воскликнул бы Кант: «А ну-ка, Незнайка, постарайся и соверши подлинно хороший поступок – без всякой задней мысли. Да, не так это просто, как тебе казалось. Посмотрим, посмотрим…». При этом Незнайка все же совершает три подряд хороших поступка, не думая о награде и получает-таки вожделенную ВП. Тут Иммануил Кант уже огорчился бы и уверенно сказал (или точнее – я уверен, что сказал бы), что нельзя было придумать ХУДШЕЙ награды за хорошие поступки Незнайки, - ведь что такое волшебная палочка как не воплощение потворства всем своим склонностям, тогда как всякий поистине хороший поступок может совершаться лишь из чувства долга, без малейшего влияния склонности, которая всегда ищет какого-то удовольствия в виде той или иной награды. Единственное удовольствие, которое оставляет Кант человеку моральному – это чувство морального удовлетворения от совершения хороших, то есть должных поступков. Наградить за поступок, не подразумевающий никакой награды – это ли не издевательство над моральной философией!

И вот тут «Незнайка в солнечном городе» выступает в качестве своего рода реалистической метафоры, тогда как моральные требования Канта - в виде идеализированных требований. На самом деле человек всегда мечтает о какой-то награде, причем награде более «весомой», чем чувство морального удовлетворения. Человек всегда требует той или иной формы поощрения за совершение им его «хороших» (как ему представляется) поступков. Собственно, по мере взросления человек и начинает воспринимать как реально хорошие только такие свои поступки, которые ведут к максимальному поощрению со стороны общества, держащего в своих руках заветную волшебную палочку успеха. «Успех» может пониматься более или менее грубо, но в целом, прославиться и разбогатеть – всегда хорошо (прославиться - всегда хорошо, ну и попутно разбогатеть тоже неплохо) – такова норма человеческой склонности. В общем, слава и деньги – универсальные волшебные рычаги, движущие людей к самому широкому спектру целей. Эта мотивация подавляется разумом и раздваивается (так, например, писатель может отдавать себе отчет как в том, что он жаждет славы, так и в том, что работает он все же ради какой-то иной, более высокой цели – при этом я вообще с трудом верю в людей искусства, которые бы уверенно преодолели желание прославиться, а вот в такого философа поверить легче), но полностью преодолевается она только в идеале, который последовательно и выражает Кант. Разум хотел бы совершенно преодолеть эту мотивацию «награды», но в реальности и это совершенное преодоление требует все того же одобрения – «вот, посмотрите, какой хороший человечище – он совершенно равнодушен к славе – так восславим же его!». Но Канта не прошибешь, он найдет в себе силы отбросить и эту последнюю награду, удовлетворившись лишь моральным удовлетворением. Ну а более человечные Незнайки так и будут мечтать о волшебниках, которые за то, что они хорошо потрудились, тут же вручат им ящик мороженого. И выбросить эту мысль из головы почти невозможно.

(на этом то, что еще можно было назвать рецензией заканчивается и начинаются более отвлеченные рассуждения, но все же спровоцированные никем иным как Незнайкой, поэтому я надеюсь, что вы меня за них (рассуждения) извините, ну а кто не хочет извинять может просто со спокойной совестью оборвать чтение)

Вообще, изначально хороший поступок – это просто такой поступок, который увеличивает (видимое) благосостояние человека. Ну, например, хорошо заполучить стадо овец, а еще лучше – десять стад. Или, например, разграбить какой-нибудь город тоже неплохо, потому что это увеличивает благосостояние грабителей (мораль Одиссея). Повторюсь, хорошо то, что увеличивает благосостояние - при этом поступок хорош не сам по себе, но именно в том смысле, что он ведет к желанному следствию преуспеяния. То есть «хорошо» становится следствием следствия определенного поступка (разграбил город – увеличил благосостояние (следствие) – хорошо (следствие следствия)). Этот процесс полезно описать еще вот каким образом – «хорошо» выносится вовне и помещается в некий объект, принадлежащий самому человеку, а уже от него «возвращается» обратно к человеку. Видя, что его состояние приумножается, человек и говорит - мне хорошо, потому что у меня есть много всего хорошего.

Впоследствии, по мере развития сознания, «хорошо» становится все более невидимым для самого деятеля, сводясь для него исключительно к принципу, то есть просто то, что человек делает, должно быть сделано исключительно хорошо (это видно уже даже и на примере приумножения самого богатства, когда капиталист начинает ценить сам принцип приумножения капитала куда выше, чем благоприятные следствия обладания большими деньгами). «Хорош» теперь именно сам поступок, безотносительно благоприятных следствий для того, кто его совершил. При этом «хорошо» все равно по-прежнему выносится и вовне, но теперь оно помещается в объект, фактически НЕ принадлежащий самому человеку. Писатель должен написать хорошую книгу и т.д. Вообще, именно творчество дает самую ясную картину переноса «хорошо» во внешний по отношению к самому деятелю объект – с дальнейшим развитием проблематики авторского права, которое важно именно с точки зрения благоприятных для автора следствий – то есть творческий объект и принадлежит, и не принадлежит автору. Но в высшем смысле (как произведение искусства) он, конечно, ему не принадлежит, авторское же право в высшем смысле и сводится только к тому, чтобы считаться автором объекта, отныне принадлежащего не самому автору, но Искусству и всем его ценителям. Что же касается искусства не только создавать, но и продавать рукописи («не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»), то в свете всего сказанного это уже не имеет никакого смысла. Смысл имеет, повторюсь хоть сто раз, лишь оценка созданного объекта (насколько он хорош), а не его дальнейшее использование или отказ от использования. И это несколько корректирует «бескорыстную» позицию разума, как она понималась до сих пор. В чем смысл корректировки?

Представим себе двух писателей, каждый из которых написал по книге. При этом один из них мертвой хваткой вцепился в свое авторское право и требует, чтобы ему уплатили до копейки причитающийся ему солидный гонорар, и не забывает яро преследовать все пиратские поползновения, а другой безвозмездно помещает свою рукопись на всеобщее обозрение. Согласно требованию бескорыстия именно второй писатель действует должным образом. Он написал книгу, она ему более не принадлежит, читай кто хочет. Но что реально является значимым в рассматриваемой ситуации? Правильно - только то, насколько написанная книга хороша. И ничто другое. В этом и есть высший смысл принципа объективации «хорошести» – возникает объект, обладающий определенной эстетической ценностью, а как там его потом будет использовать автор в плане собственной выгоды – все это уже абсолютно вторично. В том числе и его возможное бескорыстие – оно тоже оказывается вторичным. К созданному объекту как произведению искусства оно уже не имеет никакого отношения, не делая его ни лучше, ни хуже. Таким образом, в скорректированном виде принцип бескорыстия я бы дополнил принципом равнодушия к последствиям, причем равнодушие это не есть равнодушие конкретного человека, а равнодушие отстраненно-наблюдательное. Конкретный человек, обуреваемый страстями или подавляющий их, создает нечто «хорошее». Те или иные жизненные обстоятельства и особенности характера заставляют человека как-то использовать сотворенное «хорошее» для себя (отказываться от использования) - получать какие-то выгоды (отказываться от получения выгод). Более разумной (хотя и менее жизненной) видится позиция отказа ( просто потому что разум вообще подозрительно относится к страсти) - все видимое «хорошо» (для самого человека) усиленно «плохизируется» разумом. Очевидно, подразумевается, что всякое «хорошо», оставленное себе, отбирает частичку хорошего у совершенного человеком. Если есть в тебе хоть какая-то «хорошесть», то надо безвозмездно (то есть – даром) подарить ее миру. «Быть знаменитым некрасиво» - а почему? - а потому что красивым должно быть стихотворение. Да, все это представляется разумным (с позиций идеального разума), но еще более глубинно-разумным представляется равнодушно-отстраненный взгляд на все, что происходит потом – после акта творчества. Есть объект, следовательно, «хорошесть» объективировалась, а все остальное не имеет смысла. Если «хорошее» хорошо, то как-то умалить эту «хорошесть» уже невозможно. Равно как и если объективировалось нечто скверное, то никакое бескорыстие сотворившего не поможет скверному стать лучше.

Если же мы все-таки подумаем о том, что происходит потом, то и положительное отношение к награде тоже претерпевает определенные трансформации. Выше я свалил славу и деньги в одну кучу, но это не совсем корректно, потому как слава является символическим поощрением, а деньги – вполне материальным. Представляется, что по мере того, как реально значимым для деятеля становится сам принцип деятельности (а не его благоприятные материальные следствия), то соответственно все более значимым становится именно символическое, а не материальное поощрение. Человеку становится куда важнее быть известным, чем богатым; богатство же рассматривается как естественное возможное следствие известности, но не как нечто ценное само по себе (то есть если раньше человек был скорее «по богату хорош», то теперь скорее «по хорошу – богат»). Правда, здесь же мы видим, что материальное основание символического успеха зачастую сохраняет свою силу. Например, самая известная премия на Земле – Нобелевская премия - конечно, в первую очередь ценна тем, что фиксируют некую заслугу человека, то есть она является в первую очередь символической наградой, но этот символ успеха подкрепляется и весьма солидной суммой, так что невольно возникает вопрос – а сохранился бы престиж премии без этого материального подкрепления? И здесь у нас перед глазами сразу же возникает другой пример – премия Оскар, также являющаяся высшим символом признания, но при этом не подразумевающая ничего, кроме чисто символического успеха. Но и здесь не все очевидно, поскольку получивший Оскара актер отныне может рассчитывать на куда большие гонорары, то есть материальное поощрение все равно подразумевается (к тому же подразумевается, что актеры, в отличие от ученых, и так все сплошь миллионеры). Но ясно, что не оно является главным, а именно признание. В общем, мы видим, что и на уровне награды происходит все то же раздвоение мотивации и разум, если он, изрядно поворчав, «разрешает» получение награды, то исключительно символическое (в виде признания – при этом, пожалуй, и признание тоже распадается на более или менее материальное; где под более материальным мы можем подразумевать шумный нобелевско-оскароносный успех, а под символическим – признание понимающих людей)), - и также мы видим, что практика в этом смысле расходится с требованиями разума, активно подкрепляя символическое материальным. А с высшей точки зрения отстраненного наблюдающего разума значение имеет лишь сотворенный объект (книга писателя, теория мыслителя).

Простите, что довольно далеко ушел от Незнайки:)

Комментарии


Наградить за поступок, не подразумевающий никакой награды – это ли не издевательство

ага) можно деньгами)))


Деньги - на луне, на Земле их нет:)


а жаль)


После посещения луны Знайкой сотоварищи и на луне никаких денег не осталось:)


ох уж эти Знайки!))


Тут есть 2 момента.
1. Написать и выложить книгу в сеть, не дожидаясь материальной награды, конечно, благородно. Но есть загвоздка: если написание книг автор рассматривает прежде всего как труд, способ заработка? С такой точки зрения труд должен быть оплачен. Иначе автор протянет ноги. С другой стороны, лично я думаю, что гонорар от издательства - этого вполне достаточно. Следить дальше за судьбой произведения и отчислениями - это уже как-то мелочно. К тому же, автор, не желающий распространять книгу бесплатно, таким образом делает свое искусство элитарным - в смысле, доступным только людям, могущим его оплатить. Выбирать аудиторию по принципу платежеспособности - это фу. С другой стороны, если автор пишет, скажем, учебник, который не претендует на звание произведения искусства? Все так, но и учебник - не что иное, как орудие просвещения. Таким образом, запрещая бесплатное распространение учебника, автор оказывается на антипросветительской позиции. Вот я и думаю, что здесь важен здравый смысл. Обязать автора работать бесплатно мы не можем. С другой стороны, для поддержки писательского труда существуют гонорары с продаж книг (и кто сказал, что книги перестанут покупать, если станет доступной их электронная версия?), различные премии, гранты, работа в периодике, наконец. И все-таки жить только благодаря писательскому таланту очень сложно в нашем капиталистическом мире.
2. Что касается награды и ее правомерности, далеко не все философы рассуждали, как Кант. Я-то считаю, что награды не может быть, но не с точки зрения морали, а с точки зрения реальности. Увы, хорошее поведение в нашем мире никак не компенсируется. Я восхищаюсь Ницше, но мне всегда казалась наивной его схема, которую он представил как противовес Шопенгауэру: тот считал, что жить надо ровно, да, мы не узнаем пиков радости, но избежим бездны страданий. Ницше говорит: окунемся же в бездны страдания, это даст нам возможность подняться однажды на пики радости. Звучит отлично, но на деле где гарантия, что, окунувшись в эти самые бездны, мы рано или поздно выберемся на пик? А что, если не будет ничего, кроме бездн? Эмпирика это, увы, подтверждает, достаточно посмотреть на жизнь многих людей.
Так что понятие "награды", мне кажется, более уместно использовать в религии, но не в философии.


"если написание книг автор рассматривает прежде всего как труд, способ заработка?" Естественно, такой вопрос возникает, более того, позиция бескорыстности в данном случае может очень успешно эксплуатироваться издателем - вроде как автор требует чрезмерного, хотя он требует лишь небольшой части заработанного. Есть замечаельный отрывок на этот счет в "Записках покойника" Булгакова -

"я увидел, что ... после слова «вознаграждение» следовало пустое место.
Это место я вопросительно подчеркнул ногтем.
— А какое вознаграждение вы считали бы для себя приемлемым? — спросил Гавриил Степанович, не сводя с меня глаз.
— Антон Антонович Княжевич, — сказал я, — сказал, что мне дадут две тысячи рублей...
Мой собеседник уважительно наклонил голову.
— Так, — молвил он, помолчал и добавил: — Эх, деньги, деньги! Сколько зла из-за них в мире! Все мы только и думаем о деньгах, а вот о душе подумал ли кто?
Я до того во время моей трудной жизни отвык от таких сентенций, что, признаться, растерялся... подумал: «А кто знает, может, Княжевич и прав... Просто я зачерствел и стал подозрителен...» Чтобы соблюсти приличие, я испустил вздох, а собеседник ответил мне, в свою очередь, вздохом, потом вдруг игриво подмигнул мне, что совершенно не вязалось со вздохом, и шепнул интимно:
— Четыреста рубликов? А? Только для вас? А?
Должен признаться, что я огорчился. Дело в том, что у меня как раз не было ни копейки денег и я очень рассчитывал на эти две тысячи.
— А может быть, можно тысячу восемьсот? — спросил я. — Княжевич говорил...
— Популярности ищет, — горько отозвался Гавриил Степанович".

Отсюда я и говорю о жизненных обстоятельствах, которые так или иначе принуждают (могут принуждать) творческих людей требовать "награды". Но здесь искусство выступает в роли ремесла - то есть собственно, само искусство в счет не идет - жить-то надо любому человеку.

По безднам страдания и пикам радости: скорее стоит отталкиваться именно от пиков - взойдем же на пик радости, а бездна страданий всегда приложится. Как раз Шопенгауэр это отлично понимал (про неизбывность страданий). А вот почему "Так что понятие "награды", мне кажется, более уместно использовать в религии, но не в философии" я не совсем понял, именно в плане "так что...". В том смысле, что награда может быть только на том свете, а на этом - одни страдания? Но я в силу ряда причин совершенно не надеюсь на тот свет, поэтому понимаю награду по мирски.


Дело в том, что идея Шопенгауэра была как раз в том, чтобы избегать страданий и сильных эмоций (последние непременно вызовут первые). Ницше же оправдывал страдания именно тем, что их оборотная сторона - пики радости. Вот здесь, мне кажется, он впадает в наивный морализм, свойственный, скажем, тому же Паскалю ("нужно вести себя хорошо, так как за это последует награда, если Бог существует, если же нет, то все равно хорошее поведение обернется у лучшему в этой жизни"). Нет, про другой свет я ничего не знаю, просто обращаю внимание на то, что понятие "награды" лежит в основе того же христианства, да и других монотеистических религий тоже, да, если подумать, то и буддизма (у кармы ноги растут как раз отсюда). Вот мне и кажется, что если человек не верит в награду на том свете, то не менее наивно верить в нее на этом. Увы, тут я пессимист. "Инициатива наказуема", ну и хорошее поведение зачастую тоже. Во всяком случае, если исходить из эмпирики, а не из отвлеченных концепций ))


Так вот Кант как раз велик тем, что его философия снимает все эти вопросы: на том ли свете, на этом ли - будет человеку хорошо, или не будет. Он просто должен поступать как должно, потому что так должно и все тут. Требование разума. А уж в какие он при этом бездны упадет или на какие пики заберется - это как получится, жизнь покажет. Как бы не швыряло человека по жизни, нравственный закон - якорь, привязывающий его к "правильному" пути. Правда, такие рассуждения требуют рассмотрения сути этого закона, то есть надо разобрать понятие категорического императива, а его вот прилично об него зубы обломал, и все пока не могу четко выразить свое отношение:)


Но требование разума должно быть как-то логически обосновано? Не обязательно прагматически, но вот если Кант говорит, что, дескать, есть просто какой-то моральный закон, есть просто ноумен, то вступает в ход иная логика: начинаешь задумываться, что именно это моральный закон сформировало, и не обусловлен ли он законами человеческого сообщества, религией и т.д? А если он обусловлен внешними условиями, то при их изменении он и сам изменится, а не будет пребывать как нечто вечное и неизменное. То есть критика Канта может быть именно с антропологических позиций.


Нет, категорический императив - это априорное синтетическое положение - со всем прилагающимся комплексом проблем. Но он, соответственно, не выводится из практики. Сам Кант в частности пишет: "Он (категорический императив) априорное синтетически-практическое положение, и так как понимание возможности положений такого рода наталкивается на большие трудности в теоретическом познании, то легко догадаться, что и в практическом их будет не меньше". Не меньше - это точно:)


Ну, вот я и говорю: есть ряд положений в философии Канта, которые нужно просто принять на веру, к чему лично я отношусь скептически. Хотя и не умаляю роли интуиции в постижении мира. Но философия Канта не может дать исчерпывающий ответ на вопросы о той же морали, которая все-таки имеет корни в происхождении общества. Значит, надо думать дальше и двигаться к пост-кантовской философии...


лично я думаю, что гонорар от издательства - этого вполне достаточно

За что вы так не любите графоманов!))
50тр за год-полтора работы - этого достаточно?

А что, если не будет ничего, кроме бездн?

На этот счет не очень приличный анекдот, но по сути.

спойлер

-Счастье - это когда зажимаешь, извините, яйца в тиски и бьешь по ним молотком.
- Но это ж больно!
- Но иногда ведь и промахиваешься!
свернуть

За что вы так не любите графоманов!))
50тр за год-полтора работы - этого достаточно?

Знаете, мне кажется, выбирая ту или иную работу, нужно исходить из экономической действительности. Да, есть работы, на которых не разбогатеешь. Так что если во главу угла ставится преуспеяние, то лучше стать программистом))) А пописывать в свободное от зарабатывания денег время. В пути кормить никто не обещал...

Анекдот в тему))


выбирая ту или иную работу, нужно исходить из экономической действительности

А экономическая действительность в этой области довольно интересная.
Если угодить и угадать, то денежки могут быть более чем приличные. Например "50 оттенков серого" с от самиздата в стомиллионники. Или Кинг за "Кэрри" совершенно неожиданно получил половину от 400000$.


Ну да, прославиться и заработать можно, но спрогнозировать это на 100% весьма сложно...


Увы, вы совершенно правы!
Даже на 1% весьма сложно спрогнозировать, если учесть что только на русскоязычном пространстве несколько сот тысяч графоманов.


О категорический императив можно обломать что угодно. В нём есть один существенный дефект: Кант неявно предполагает, что все мы одинаковые, что всеобщий закон, хороший для вас, будет так же хорош и для меня. А это явно не так.
Например, некий древний правитель считал, что для всеобщего блага надо запретить все книги, кроме Корана. В том числе и Канта, который тогда ещё не родился.
Естественно, тот правитель и действовал соответственно. Он поступал морально. Но его мораль не имеет ничего общего с моей. Хотя я понимаю, что по-другому тот человек действовать и не мог. Не мог именно из моральных соображений. Вполне по Канту :)

Кант думал, что моральное поведение будет моральным для всех. Но мы видим, что это совсем не так.

— Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! — совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.

Целый час просидел над ответом, но так пока толком и не сформулировал:( Кружу по кругу и все время спотыкаюсь на том, что Кант полагает под всеобщностью, как именно он выводит категорический императив. Сколько ни перечитываю, все время что-то не срастается у меня. Но, конечно, закон разума должен быть законом для всех разумных существ, иначе, что же это за закон...


Единый простой закон для всех разумных существ вы не найдёте. Есть сложный: он называется математика. Из неё следует всё остальное, начиная с физики, химии, биологии и всего остального.
Сомневаюсь, что такая теория когда-нибудь будет построена, поскольку каждое явление природы, включая и нас с вами, должно быть включено в неё.


А мне кажется, существует такой императив всеобщности, имя ему простое - альтруизм. Именно альтруизм удаляет человека от обезьяны, именно это и есть этика, не зависящая от религии. Как составные компоненты сюда можно отнести эмпатию и сострадание к ближнему.

Поэтому Че Гевара дальше от обезьяны, чем Макрон)) имхо.


Насчёт товарища Че хорошую историю когда-то рассказал Артемий Лебедев. А вообще-то Че Гевара, Макрон, вы и я отличаемся от шимпанзе одинаково: всего полутора процентами генома. По поводу политики же спорить с вами по разным причинам не буду :)

Философская система, построенная на альтруизме и эмпатии, -- вещь без сомнения хорошая. Но есть один большой недостаток: её невозможно построить. Причина та же, что и у категорического императива Канта: слишком простая идея всегда и наверняка приведёт к простейшему логическому противоречию.
Думаю, вы легко найдёте такое противоречие и сами. В случае чего обращайтесь, подскажу общее направление мысли :)


Причина та же, что и у категорического императива Канта: слишком простая идея

Вот тут я принципиально и не согласен - не вижу ничего ни слишком простого, ни вообще простого в категорическом императиве. Простым может быть лишь его упрощенное понимание:)


Не совсем вас понимаю. Нечто, сформулированное одной фразой, сложным не является. Сложные понятия формулируются многими томами описаний и построений :)


"Е равно эмцэ квадрат" тоже записывается в одну строчку. Но требует как вывода, так и осмысления:)


Бэкграунд этой формулы намного объёмнее будет, чем все труды Канта вместе взятые :)


1,5 % генома, как видно в случае с шимпанзе и Кантом, огромная разница))

Философскую систему построить вполне возможно, и тому доказательства - десятки, сотни философских систем, уже построенных. Вы считаете, что альтруизм и эмпатия - слишком просто? Отнюдь, иначе мы бы уже жили в "дивном новом мире". Альтруизм всегда спотыкается об эгоцентризм и низменные помыслы... Человек - в основе своей существо отнюдь не доброе (тут я расхожусь с Руссо). Но как "общее направление мысли" альтруизм - идея весьма неплохая.


И тем не менее простое логическое противоречие может разрушить вашу систему мгновенно.
Когда построите теорию, дайте знать :)


Ха, читая вашу рецензию вспомнила школьные годы)) Помнится, это был факультатив по преемственности Нового и Ветхого заветов. В ходе рассужидений о бескорыстной любви к создателю, у меня вдруг возник вопрос: Как же могут сравниться новозаветные праведники с ветхозаветными, когда одни жили праведно просто из любви к Богу, обреченные на смерть и страдания, а других одновременно стращали адскими муками и манили райским блаженством? Учитель задумчиво улыбнулся и сказал, что мне будет интересно почитать Канта)) Но я к стыду своему до него добралась только в университете, хотя и тогда не была готова его воспринять.


Все дороги ведут к Канту:) Я то вроде бы готов его воспринять, но просто все до конца не пойму, что именно он хотел сказать. В плане бескорыстности-то мне как раз понятно, а вот категорический императив категорически не хочет удобно уложиться в голову. А вообще университет - самое хорошее время, чтобы "добраться до Канта", раньше я думаю, не стоит и подступаться...


чувство морального удовлетворения от совершения хороших, то есть должных поступков

в этом и есть корысть. Абсолютно мудаческая, конечно, но корысть


Это та "корысть", которая остается за вычетом всякой корысти. Но чтобы о ней судить, надо сначала достигнуть этого уровня. А для этого надо, чтобы для начала дождь пошел, а Булька сидел на привязи:)


Этот уровень достигается не личностью, а папой и мамой ребенка. Когда ребенок должным образом разбалован, то при наличии собственного уровня глупости и отсутствия фантазии ему ничего не остается, как искать только морального удовлетворения. Позже этот большой ребенок построит на этом свою избирательную компанию. Вернее, за него построят, если его папаша к тому времени не разорится. А благами он научится пользоваться очень быстро, но насколько хватит его благородного выражения лица - это единственный вопрос


Насчет разбалованности я отчасти согласен - но это вообще необходимая составляющая любого творчества - с точки зрения задачи выживания, всякое творчество - это баловство. А мораль и нравственность - такой же духовный излишек, как и излишек материальный. Но соответственно, таким же излишком является и сам разум, ставящий всякие "более высокие" задачи в жизни. А вот далее что касается уровня глупости или умности - это уже в компетенции мыслителя, до коего звания еще надо дорасти, потому как "разбалованность" не гарантирует ума, разбалованностью гарантируется всегда только глупость и деградация.


Разбалованность в смысле материальной незаинтересованности - не больше. Ум здесь тоже только при том, что он позволяет соблюдать пропорции в самих правилах и манипуляциях с ними. Незнайка пытается их соблюдать в начале книги - учится, хотя это и не его территория. Впрочем, ейная баба и потом таскает его по театрам и музеям. Вряд ли самого Незнайку понесло бы на подобные скучные мероприятия.

То есть, у нас слагаемые и что откуда вычитать определяется индивидуумом. Если перед нами Кант, то вычитается именно мораль, ибо она у него видимая и явная часть. У Незнайки, где на виду куча асоциальных функций, следует делать наоборот. Здесь термин "умнее" несостоятелен, скорее "образованнее". Там даже далеко ходить не нужно, ибо рядом с Незнайкой местный Кант - Знайка, который абсолютно бесполезен и назначен главным самим Носовым совершенно безосновательно, в угоду советской власти


Знайка - не Кант, Знайка - Ленин.


Ленин нуждался в постоянном доказательстве своих человеческих качеств, у Знайки такого не наблюдалось, он как раз тот самый кабинетный ученый


которая остается за вычетом всякой корысти

Кстати, относительно Канта, который везде всем тычет своим высоким содержанием морали, это неверная формула. Незнайка - да. Потому у него и получилось, у него индивидуальные понятия о правилах. Он ими манипулировать не умеет.
А у Канта за вычетом пафоса, который у него моралью зовется, следует искать ту самую меркантильную составляющую. Это его мораль - там у него гордыня, желание мальчика. чтобы его по головке погладили, страх перед реальной жизнью, комплексы по поводу маленького роста, вековое отсутствие секса и т.д.