Больше рецензий

2 ноября 2017 г. 22:43

184

5 Чувствовать

Всё во мне закручивалось спиралями от непростого разговора, который вот уже пол часа как звенел в воздухе. Это недопонимание и нежелание понимать и неумение. Это столкновение двух. Он уже практически рычал, все еще последним волевым усилием заставляя себя не кричать. Я никак не могла сглотнуть огромный ком, что встал посреди горла - ни выдохнуть его, ни сжать. И слезы, жгучие и студеные одновременно, копились в глубине глаз, готовые каждую секунду обрушиться на щеки.
Внезапно он дернул подбородком и не сказал - выплюнул:
- Да ты просто любить не умеешь!
Я задохнулась. Даже слезы высохли. Как он смеет? Я не умею любить? Я? Не умею? Любить? Да я, которая... В голове мгновенно сформировались сонмы едких комментариев, доказательств обратного, насмешек и язвительных ответов. А потом вдруг - одна-единственная мысль: "Откуда я взяла, что умею любить?".
Как человек понимает, что любит? Ведь бывает так: любишь в 15 лет, как Джульетта, а спустя еще 15 думаешь, что, какая ж это любовь была, так, юношеское увлечение. Или любишь-любишь, а потом он - оп - забыл о годовщине или пьяный пришел, и хочется сгоряча на развод подать.
И с другими чувствами также: умеешь ли ты веселиться без алкоголя? А страсти у тебя шекспировские или так, на троечку? Если вдуматься, то даже ненавидеть толком не умеешь...
Особенно в наш оцифрованный век.

Я вижу задачу любого искусства - театра и живописи, музыки и кино, танца и, разумеется, литературы - в том, чтоб напомнить как это - чувствовать, научить чувствовать или хотя бы показать, как это бывает у других.
Есть картины, написанные отменной техникой, но пустые; есть спектакли, поставленные по всем законам жанра, но неинтересные; есть танцы, изобилующие сложными элементами, но не привлекающие внимания. А есть наоборот. Рисунок, начертанный рукой ребенка, вызывает улыбку и радость; постановка провинциального театра собирает аншлаги; а танец новобрачных умиляет до слез.
Ибо искусство и творчество это о чувствах. Человек должен чувствовать и сопереживать.
Поэтому это мой критерий хорошего произведения, особенно литературного - заставляет ли оно чувствовать и сопереживать.

"Маленькая жизнь" может нравиться или нет, критиковаться и воспеваться. К ней может быть подобрано множество эпитетов - лестных и не очень. Но несомненно одно - данная книга заставляет чувствовать. Сильно и глубоко, неподдельно. Поэтому для меня это хорошая книга.