Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2017 г. 22:04

201

4.5 В ожидании миссии

Книга, которую обязательно стоит прочитать. Уже хотя бы потому, чтобы понять психологию человека, находящегося на пределе. На что мы способны, застряв по уши в пучине отчаяния и безнадёжности? Есть ли граница человеческой злобы? На эти и многие другие вопросы пытается ответить настоящий Мастер психологической прозы японский писатель Кэндзи Маруяма. «Сердцебиение» - своего рода слепок эпохи. Автор часто сосредотачивает свои рассказы на человеческой силе и слабости, трудных решениях, жестоких прозрениях, жизни и смерти. Не стала исключением и повесть «Сердцебиение».

Написанная в начале 1980-х, повесть хорошо передаёт настроение неопределённости и отчаяния японского общества того времени. Ощущение несбывшейся эйфории. С одной стороны – кажущиеся перемены, счастливое будущее, которое обещали политики. С другой – видимые противоречия с реальностью. Долгожданное процветание Страны Восходящего солнца имело и свои последствия – отсюда и упадочные настроения, разочарование. Поэтому фигура странного проповедника вполне символична, и так ли уж безосновательны его странные лозунги?

Повесть буквально наполнена неопределённостью. Мы не знаем ни настоящего имени молодого человека (чаще всего он именуется просто как «парень» или «клиент»), сопровождать которого призван наш герой, ни той миссии, которая ему поручена. Фактически, в «Сердцебиении» отсутствует всякое упоминание какого либо имени. Школьный друг нашего героя, а заодно и заказчик какой-то таинственной акции именуется не иначе как С., не известен и сам объект преступления – лишь ближе к концу мы понимаем о ком идёт речь, и то – лишь косвенно. Не известно и вовсе, какова суть будущей акции. И есть ли вообще эта акция? Поначалу эта ситуация неопределённости несколько пугала, затем интриговала, а к середине повести и вовсе свыкаешься с этим обстоятельством, будто читаешь детектив с множеством неизвестных. Постепенно сам включаешься в эту загадочную игру. А накал в ней усиливается с каждой страницей.

Несколько слов о концовке произведения, которая вроде бы и закончилась вполне логично (насколько это вполне возможно), но и осталось всё же некоторое ощущение неопределённости. Будто автор поиграл-поиграл со своим читателем, а затем взял и бросил, оставив в полном недоумении. Возможно, эта ситуация многоточия в завершении и придаёт повести свою изюминку. Ведь неизвестно как это всё закончилось для нашего героя, от лица которого и ведётся повествование. Да и сам он для себя этого ещё не определил.

Кэндзи Маруяма хорошо показал внутреннее развитие личности в критической ситуации. Когда говорят – будто человек немногим отличается от зверя – может быть это не так уж ложно? Ведь все мы ищем возможности самоутвердиться, и не всегда внешние обстоятельства нас останавливают, наоборот – чаще подстёгивают. И пусть окружающие думают что угодно, когда подворачивается настоящее дело, а заодно и возможность вырваться из пучины, самоутвердиться, показав себе кто я есть на самом деле.

С интересом узнал, что по мотивам повести в 1984 году был снят фильм Ёсимицу Морита («Смерть в состоянии экстаза») – теперь обязательно постараюсь его посмотреть, а заодно и сравнить с первоисточником.

Прочитано в рамках октябрьского Книгомарафона, 2017 год.