Больше рецензий

Nusinda

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2017 г. 17:20

882

5 Не судите, да не судимы будете...

- Ася, давай помечтаем! Давай немножко помечтаем! Совсем немножко помечтаем! - уговаривала маленькая Марина, желая втянуть младшую сестренку в мечты о прекрасном будущем. Но обладавшая с самого рождения богатым воображением,предельно обостренными чувствами и даже даром предвидения (прочитав письма, дневники, прозу и стихи поэта я могу с уверенностью сделать такое громкое заявление), она и в самых мрачных фантазиях не могла вообразить, какая жизнь ее ждет.

Как это, в сущности, милосердно: не знать своего будущего...

Ну вот... Первым делом заговорила о трагичной судьбе, хотя начать хотела совершенно с другого - с вопроса. Вы никогда не задумывались об авторах, которые для вас лично являются персонами нон-грата? А задумывались, почему они таковыми стали? Дело в том, что я давно заметила, что многие пренебрежительно относятся к Цветаевой и охотно навешивают на нее ярлыки - мол, и мать она была ужасная, и жена неверная, легко увлекалась мужчинами и не только, да и в конце жизни позорно сдалась и опустила руки (в отличие от тех, кто храбро сражался дальше "да и вообще времена были такие, всем сложно было, не ей одной") Мне от таких высказываний всегда становится страшно: насколько люди охотно судят и какими страшными обвинениями кидаются, лишь мельком заглянув в википедию. "Будучи замужем, была увлечена Пастернаком и Родзевичем", "трехлетняя дочь умерла от голода в приюте", "покончила с собой через два месяца после начала войны, оставив 16-летнего сына" - согласитесь, ситуации кажутся очень однозначными, и разглядеть полутона в них не представляется возможным... но это только на первый взгляд.
Всем, кому видится образ великого поэта (поэта, Марина Ивановна никогда не называла себя поэтессой) исключительно в черно-белых тонах, я отныне буду настоятельно советовать прочитать биографию, созданную Ирмой Кудровой (именно созданную, ведь такой шедевр можно именно что создать, а не написать). Обилие цитат, имен, фактов, предположений, дат, диалогов, фотографий и выводов окрасят ваше представление о жизни и творчестве обилием красок. Ирма Кудрова проделала колоссальную работу, собрала и проанализировала уйму документов, лично побеседовала с огромным количеством людей, путешествовала по местам, где бывала Марина Цветаева, а главное - собрала все воедино так, что хочется разобрать книгу на цитаты, выписывать в цитатник параграфы, а то и целые страницы.
Тем же, кто любит и ценит творчество Цветаевой, и не предубежден против нее самой, я буду рекомендовать книгу еще более настойчиво, потому что она - просто кладезь уникальной информации. Она в полной мере раскрывает внутренний мир Цветаевой, ее отношение к миру и к людям. Подробно рассказывает о детстве, о юношестве, о семейной жизни, о друзьях и родственниках, о разнице жизненных устоев при царе и после революции, о жизни в эмиграции, о возвращении на родину, и вечном страхе и нескончаемых потрясениях, которые неотступно сопровождали Цветаеву всю ее жизнь. Но, как сказала Ирма Кудрова

лучшие цветаевские произведения всегда вырастали из глубоких ран сердца.

поэтому, возможно, именно благодаря тяжелой и трагичной судьбе (как бы ужасно это ни звучало), Марина Ивановна оставила после себя столь грандиозное наследие.
"Беззаконная комета" ценна и тем, что проливает свет не только на взгляды самой Цветаевой, но и ее близких, поступки которых не могли не повлиять на жизни поэта (и повлияли, очень страшно причем). Лично для меня (прочитавшей ни одну биографию), оставалось загадкой, как получилось, что Сергей Эфрон (супруг Марины Ивановны) из белого офицера превратился в "левого" и стал агентом НКВД, и зачем семья вернулась из эмиграции в СССР, прямо в мясорубку. Именно Ирма Кудрова сумела мне, дотошной, объяснить это стремление семьи в лапы режима.
Тем же, кто о биографии Цветаевой не имеет ни малейшего представления, я хочу посоветовать запастить салфетками - слез над книгой будет пролито не мало (нервных клеток будет сожжено еще больше). Ибо книга эта - отражение реалий страшного времени - первой половины 20 века, взгляд через призму одной семьи. История о "душе, не знающей меры" в теле хрупкой женщины, история о великом поэте.

"Убедите меня в моей необходимости - роскошью быть я устала!"

Прочитано в рамках игры Флешмоб "нон-фикшн"

Комментарии


Впервые увидел обложку где она хорошо вышла, уже плюс книге, серьезно вы посмотрите на остальные обложки)


Если честно, среди обилия иллюстративного материала, лишь несколько фотографий, которые я могла бы назвать удачными. К тому же, никто из современников не отзывался о ней, как о красавице.
Но в ее случае это понятно - она не актрисой была и не моделью, чтобы с увлечением позировать, поэтому часто на фото взъерошенная, растерянная. Какой ее поймал фотограф - такая и получилась:)


А я вот не предубеждена, но увы мне просто со школы не нравятся ее стихи, предпочитала всегда Ахматову, но это исключительно на уровне ощущений "нравится-не нравится", ничего плохого сказать не могу, просто не цепляют, видимо, не мой поэт(


Забавный факт: после встречи и разговора с Цветаевой, Ахматова сказала: "ну, я в сравнении с ней просто телка..." (говорю же, книгу хочется растащить на цитаты:))

Знаешь, меня всегда удивляло, почему их сравнивают, Ахматову и Цветаеву, уж очень они разные. Кудрова про них хорошо написала

Уравновешанно-сдержанная, неизменно "воспитанная" поэзия Ахматовой и экстатически безудержная - Цветаевой; "закрытая" при всей внешней интимности Ахматова - и безоглядная в исповедальных признаниях Цветаева; певец земных радостей и печалей гармоничная Ахматова - и всегда бунтующая, непримиримая, трагедийная Цветаева, рвущаяся из земных оков. Ахматова, сохраняющая верность традиционному русскому стихосложению - и Цветаева, взрывающая эту традиционность... Классическая Ахматова - и романтическая Цветаева, "аполлонический" художник - и "дионисийский"...

Я тоже люблю поэзию Ахматовой. Она легче воспринимается на слух, ее легче читать, запоминать, она привычнее что ли, причесанней. А стихи Цветаевой иногда кажутся потоком мысли и эмоций, они очень нетипичны. Сейчас бы их назвали "неформат". Но, наверное, именно поэтому они мне нравятся, потому что они не выглядят как стихи человека, который переписывал и корректировал их, стремясь к идеалу. Как будто она написала их в порыве эмоций, вывернула себя наизнанку, и так и оставила. Но у нее много и "привычных уху" стихов. Кто не знает, например, "мне нравится, что вы больны не мной"?:)


Ну да, согласна, что непонятно почему их сравнивают, кроме пола общего ничего, просто видимо настолько это уже привычно, что не смогла, говоря об одной, ни упомянуть другую)
Цитата классная! Спасибо)
Я если честно никогда не анализировала почему мне нравятся одни стихи и не нравятся другие, тут все на уровне эмоций и разбираться, вникать в это неохота, просто есть мои поэты, а есть не мои)
я кстати и к тем что на слуху ровно дышу)


просто есть мои поэты, а есть не мои)

ну да, нравится, потому что нравится, не нравится, потому что не нравится. Все субъективно:)

я кстати и к тем что на слуху ровно дышу)

мне кажется, не осталось стихов, который были бы теперь на слуху... по крайней мере, вот так сходу ни одного назвать я точно не могу.
Кстати, можешь посоветовать хорошую биографию Ахматовой? Я теперь в поиске:)


Абсолютно так и есть)
Это да( я про приведенный тобой пример.
Увы, нет, я биографий очень мало в своей жизни читала(


я про приведенный тобой пример.

мой пример знают благодаря фильму и песне, а не благодаря любви к поэзии :(

Увы, нет, я биографий очень мало в своей жизни читала(

не любишь биографии?


это да((
не особо, порой лучше не портить впечатление о творчестве близким знакомством с автором)


мне кажется стихи и надо воспринимать душой..какой уж тут анализ)))
я очень люблю Цветаеву))


Да, душой, это точно.
Но в этой книге, например, Кудрова делает разбор некоторых ее стихов, и очень интересно почитать, как менялось творчество в зависимости от жизненных ситуаций, что она имела ввиду в том или ином стихотворении. Ну и, разумеется, теперь понятно, какие отношения стояли за безликими инициалами в посвящениях;)


это бесспорно интересно. особенно если творчество любимо
но вот изначальная сортировка поэзии все же душой..чувствами
мне надо..чтобы реакция пошла, а иначе как бы красиво это не звучало, но мимо


ой да, помнишь в школе разбор стихотворений?))


это было невкусно...


и очень шаблонно... хотя мне нравилось искать всякие там метафоры и прочее)


мне тоже нравилось, пока наши мнения с учителем не расходились)))


точно подмечено)


но мы теперь всем отомстили, всем кто тогда не считался с Нашим Мнением!!! теперь мы его пропихнули таки в массы)))


Оторвались так оторвались))))


Люблю Цветаеву, но вот биографии не очень)


Нон-фикшн же любишь... почему биографии не входят в его число?:)


Не сказать что прямо очень люблю, только если тема заинтересует, читаю очень редко. А насчет биографий мне всегда творчество авторов интересует больше чем их личности)


я вот тоже не люблю биографии, но эту как-нибудь прочитать захотелось


Я тоже предпочитаю автобиографии, но иногда выбирать не приходится:(


я вот мемуары тоже не очень, может дорасту и до них)


Обожаю Цветаеву, её стихи даже наизусть учила) А сокурсница любила Ахматову, которая мне оже нравится, но меньше) И помню, мы хором с подружкой читали "Слава тебе, безысходная боль. Умер вчера сероглазый король") Забавно было)
А ты читала воспоминания сестры Марины Ивановны? Если нет, то вот очень интересно и познавательно.


У меня есть эта книга, только вот в этом издании:) нет, еще не читала, но хочу-хочу-хочу. Еще у меня есть три тома ее писем - я их обожаю. Еще проза ее, и другие автобиографии. Короче, ты поняла, насколько я ее люблю:)
Тоже хочу знать наизусть стихи...


Я поняла и оценила) Здорово!
А я брала в библиотеке старенькое издание, с пожелтевшими страницами. Вот насчёт Ахматовой я не особо в курсе. А про Пастернака читала книжку Быкова из серии ЖЗЛ , она даже премию кукую-то получила за отличный рассказ о поэте-писателе)


Как это, в сущности, милосердно: не знать своего будущего...

истина!
А любимые строчки у автора у тебя есть, Настен? Если что поделись)


Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"

И слезы ей - вода, и кровь -
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

И буду банальной - люблю ее "мне нравится, что вы больны не мной", особенно последние строчки:
...за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, —
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами!

:)

Что делала в тумане дней?
Ждала и пела...
Так много вздоха было в ней,
Так мало - тела.

Я могу бесконечно продолжать :D


и ничего, мне нравится и нравится, что вы больны.:))