Больше рецензий

28 октября 2017 г. 19:32

3K

4

Книга вызвала у меня те же ощущения, что оставляют полотна романтического реализма. Она заряжает энергией бороться и строить новый мир ради тысяч людей, которые будут в нем жить. Она мотивирует ковать свой характер и волю, чтобы быть достойным этого нового мира человеком, и даже не человеком, а титаном, рыцарем без страха и упрека. Конечно же здесь есть одно «но». Все это слишком идеально, чтобы быть правдой.
Образы главного героя Александра Белова и его соратников именно такие, светящиеся своей безупречностью. Напротив, образы врагов в основном упрощенно черны. Упрощенно, потому что автор использует довольно ограниченный набор приемов очернения, кое-какие из которых довольно архаичны, а другие в общем-то можно назвать деловыми качествами в другой обстановке. Любой фашист развратен, мелочен и делец до мозга костей. Любой из них эгоист и двоедушник. Почти каждый имеет склонность к насилию. От всех этих недостатков, в особенности от мелочных расчетов и умения ради собственной выгоды продать недавнего союзника, освобожден Советский Союз и его армия.
Но при чтении монохромность образов не бросается в глаза. Деятельность разведчика Белова в большей части книги проходит в концентрационных лагерях и лагерях для военнопленных, из контингента которых набираются люди в диверсионные школы. Не уверена, смогла ли я поверить, что люди, работающие в аппарате лагерей и поддерживающие национал-социалистов, готовые с ними сотрудничать, могут быть какими-то сложными личностями со своими хорошими и плохими чертами, а не таким вот отбросами, как их описывает автор.
Помимо моральной и идеологической составляющей книга запоминается психологической борьбой разведчика со своим вторым я, которое он должен поддерживать и беречь. А делать это бесконечно трудно, когда вторая личность твой идеологический враг, когда нужно бездействовать, сохраняя жизнь Иоганну Вайсу, потому что ему важно оставаться на занимаемом месте и добывать информацию. В деятельности разведчика, какой ее представляет Кожевников, много канцелярщины, много тонкой политики на уровне взаимоотношений. Было бы трудно воспринимать такой рассказ, если бы не образ Зубова с его ударной группой, которая хоть как-то компенсировала зуд в кулаках, нарастающий при очередном разговоре Иоганна с каким-нибудь наци.