Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

27 октября 2017 г. 07:42

3K

5

Суть проста, Во всех мифологиях,
Всех религиях, сколько найти,
И в основе любой истории
Есть один и тот же мотив:
Кто-то слышит далекий голос
И выходит из дома один,
Он идет по дороге из города
В темный лес, где полно паутин.
По пути он встречает монстров,
Бьется с ними он тоже один.
Он пока не герой,
Он боится всего,
Но он продолжает идти.*

К "Звездным войнам" равнодушна и то, что книга Кэмпбелла вдохновила Джорджа Лукаса на их создание, само по себе не ставит "Тысячеликого героя" на верхнюю ступень моего пьедестала. Но о ней говорил Оксимирон, а это - в дополнение к давнему интересу, питаемому к теме - достаточно весомая рекомендация, чтобы составить собственное впечатление. Итак, "Герой с тысячью лиц" (убей - не пойму, отчего в русском издании вместо родительного падежа творительный, но картинка на обложке уж больно хороша). Исследование Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии, на основе идей которого сделана методичка - семистраничная брошюра, непременная к использованию при написании диснеевских сценариев. Примитивно? Да, как всякий краткий пересказ. Но работает!
картинка majj-s
Однако вернемся к источнику. Это интересная и доступная для чтения неспециалистом книга и о непростых для понимания вещах она рассказывает понятным языком. Это очень важно, большая часть религиоведческих, мифологических и культурологических исследований написана языком, словно специально предназначенным к тому, чтобы отвратить адепта, взыскующего знаний, от предмета его интереса. Способ изложения, как Цербер, вокруг голов которого затейливой вязью "Оставь надежду,всяк, сюда входящий". Оно может и неплохо - во многом знании многие печали, а еще знание - сила и нужно оберегать его от попадания в неподходящие руки. Только вот, академический стиль чаще выступает не как предложение вымыть руки, но в худших традициях розги - напрочь их отбивает.

"Тысячеликий герой" сочетает серьезность и масштаб с интересной доступной манерой подачи и афористичым стилем. По сути, книга Кэмпбелла - адаптация, и весьма удачная, сочетания исследований Мирча Элиаде, Фрейда, Юнга с собственными изысканиями автора. Герой, согласно Кэмпбеллу - это человек, чья миссия донести послание темных глубин подсознательного на дневной уровен осознанного. осознаваемого, доступного осмыслению. Кэмпбелл не делает различий между героем-водителем масс и обычным человеком: как вы, как я, как целый свет. Каждый в своей жизни на главной роли, а достанет ли у тебя желания, храбрости, терпения и настойчивости вывести себя к свету - это вопрос мистерии. котрая разыгрывается бесконечно.

И в конце он приходит к логову,
Будет сложно. но он победит.
И, дракона убив,
он вернется домой,
Но уже не тем, кто уходил

.
По структуре книга во многом перекликается с "Морфологией волшебной сказки" Проппа , включая многие элементы, выделенные в этом исследовании: зов, исход, инициацию, волшебное бегство. В точности со схематизмом Владимира Яковлевича это не совпадает, да и не должно - предмет исследования иной. Но в целом пересечений много. Задействованна масса фактологического материала, интересные примеры от ассиро-шумерской и египетской мифологии (Иннанна, Гильгамеш, Осиис) до наших дней (Гайавата). Широчайшая география: Южная и Северная Америка (Кетцалькоатль, Виракоча), Австралия и Океания, Азия, Европа.

В лучшем смысле популяризаторское и просветительское исследование.

И на этом построены комиксы, сериалы, культуры пласты,
Наркотрипы и антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны.
Настолько, что если сравнить
Египетский миф и "Бандитский Петербург"
Вы увидите путь одного героя
Под личинами этих двух.
Путь героя - чудовищ фигачить,
Брать сокровища, строить капища,
Он герой не потому что качок и боец,
А потому что не может иначе.

* Здесь и далее использованы стихи Oxxxymiron