Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 октября 2017 г. 13:25

953

Я пишу так, словно даю под присягой юридическое показание на самом высоком честном суде – и отвечаю за каждое своё слово. В этой книге рассказана только правда – ТАК, КАК ЭТО БЫЛО.


Я, право, не знаю, стоило ли вообще читать эту книгу…

Та картина мира, которая складывалась у меня день за днём на протяжении всей жизни, разрушена почти до основания одной книгой. Я стараюсь критически относиться к любой информации, но моё заболевшее сердце просто не способно понять смертельной бойни, устроенной в Киеве в 1941-1943 гг. Причём, палачами являлись не только фашисты, но и свои – советские люди.

Цифры. До войны в Киеве насчитывалось 900.000 населения. К концу немецкой оккупации в нём оставалось 180.000, то есть намного меньше, чем лежало мёртвых в одном только Бабьем Яре. За время оккупации убит каждый третий житель Киева, но если прибавить умерших от голода, не вернувшихся из Германии и просто пропавших, то получается, что погиб каждый второй.


«Бабий Яр» – это документальный роман, основанный на воспоминаниях Анатолия Кузнецова, отрочество которого пришлось как раз на период фашисткой оккупации Киева. Книга подкупает своей искренностью. Мы по себе знаем, что детские воспоминания фрагментарны, неточны, они как вспышки, поэтому через года память выдаёт только самое яркое. Роман Кузнецова целиком и полностью соткан из воспоминаний-вспышек. Автор, конечно, пытался придерживаться хронологии, но так или иначе в нестройное повествование врывалось то одно воспоминание, то второе, то третье… А если задуматься, действительно, монолитное описание событий тех лет имело бы привкус фальши. Произведение представляет собой как раз тот редкий случай, когда зарисовки воспоминаний-вспышек как ничто другое доказывают трагичность, бесчеловечность и ужас происходящего в Бабьем Яре – месте гибели более 100 тыс. человек (хотя, по другим подсчётам, количество убитых доходит до 200 тыс.) в северо-западной части Киева.

… в Бабьем Яре расстреляли саботажников, стреляют украинских националистов, стреляют нарушителей светомаскировки, стреляют тунеядцев, стреляют распространителей слухов, стреляют партизан, стреляют, стреляют, стреляют… Пулемёт в овраге строчил каждый день.


Документальный роман поражает буквально с первых строк – с авторского предисловия, в котором Анатолий Кузнецов в далеко нелицеприятном свете выставляет знаменитого советского писателя Бориса Полевого. Дело в том, что Кузнецов в надежде на волну «оттепели» рассчитывал опубликовать роман в первозданном виде – таком, в котором я прочитала его спустя полвека. Но главный редактор журнала «Юность» Б.Н. Полевой настолько сильно подверг рукопись цензуре, что в конечном итоге от ее изначального смысла осталось мало. Да, я понимаю, что писатель Полевой выполнял порученную ему цензорскую работу, но как после этого я могу восхищаться написанным им романом «Повесть о настоящем человеке»?

… и ты запомни этот первый признак: если книги запрещаются, значит дело плохо. Значит, вокруг насилие, страх, невежество. Власть дикарей.


Роман содержит три части – одна страшнее другой.

В первой части рассказывается о первых днях оккупации Киева, массовых расстрелах евреев в Бабьем Яре, взрывах Крещатика и Киево-Печерской Лавры, при которых погибло множество мирных жителей. Если геноцид – дело рук немецких фашистов, то взрывы культурно-исторических и национальных ценностей, по утверждению Кузнецева, – дело рук исключительно советского руководства.

Не было хороших царей. Убивали все от Святослава до Сталина.


Вторая часть содержит описание жизни в оккупации, если такое существование вообще можно именовать жизнью. Бесконечные расстрелы мирного населения (как следствие – постоянный страх), страшный голод (как следствие – каннибализм), дикий холод (как следствие – воровство), отсутствие человеческого отношения (как следствие – омертвление души) – лишь малая толика того, что творилось в Киеве в 1941-1943 гг.

Жрать неоткуда и не от кого, вокруг один сплошной Бабий Яр. Вот столкнулись две силы и молотят друг друга, как молот и наковальня, а людишки между ними, и выхода нет, и каждый хочет лишь жить, и хочет, чтобы его не били, и хочет жрать, и визжат, и пищат, и в ужасе друг другу в горло вцепляются, и я, сгусток жиденького киселя, сижу среди этого чёрного мира, зачем, почему, кто это сделал?


В третьей части документального романа повествование идёт об освобождении Украины от гнёта нацистских оккупантов (в том числе боях за Киев), бегстве украинских полицаев, поджогах власовцев. Но не это страшно. Страшно другое: как сначала фашисты пытались скрыть следы своих преступлений в Бабьем Яру (уничтожались путём сжигания тысячи трупов), а позже советская власть намеренно предала забвению событийность тех мест и лет…

Так с третьей попытки Бабий Яр всё-таки исчез, и я думаю, что если бы у немецких нацистов было время и столько техники, то о лучшем они и мечтать не могли.


картинка valeriyaveidt

На фото: Бабий Яр – место, в котором нашли свою смерть тысячи ни в чём не повинных людей (источник фото здесь)