Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

26 октября 2017 г. 11:02

434

4

В чем ему не откажешь – так это в умении молниеносно и с неотвратимостью судьбы брать своего читателя. Ты всего только открыла очередную книгу, не успела, еще и страницы перелистнуть, а уже во власти этого гамаюна. Или кто из птиц лучше всего сказки сказывал? Просится сирин, как мужская персонификация сирены, но одного русской литературе более, чем достаточно. В этот поход за Сорокиным четыре романа подряд не оттого, что ставила себе какую-то высокую цель и уж точно не по причине фанатичной читательской любви, но именно потому, что глотается. Оглянуться не успеваешь, а книга уж прочитана. И вторая, и третья, отчего за четвертую не взяться?

Потому «Манарага» и я в восторге. Помните этот ужас умозрительной ситуации, нарисованный Ведой Винтер перед малышкой Маргарет в «Тринадцатой сказке» Саттерфилд? «Представь, что ты стоишь перед транспортной лентой огромного конвейера, по которой медленно движутся в сторону разверстого жерла топки твои любимые книги. И единственный способ остановить движение – это убить мерзавца, который нажимает на кнопку. Что ты сделаешь?» Девушка содрогается, мысленным взором увидев картину, а безжалостная писательница продолжает: «Еще немного и в печь рухнет «Джейн Эйр» и в мире больше не останется ни одного экземпляра, решайся!» «Я убью» - побелевшими губами шепчет дочь букиниста.

А еще раньше, в «451» Бредбери, женщина, о которой все время вспоминает Гай Монтэг? Та, что чиркает спичкой о перила облитого бензином дома, не желая оставлять свои драгоценные книги умирать в одиночестве? Сквозь детскую потрясенность этой сценой проступало: «Во дает!» И, примеряя к себе: а ты так смогла бы? Точно нет. Ни убить себя, ни убить другого. И дело не в том, что недостаточно люблю книги. Скорее в глубокой убежденности, что бумага – не единственный способ их существования. В убежденности, более давней, чем вошедшие в повсеместный обиход электронные книги. Что написанного пером не вырубишь топором, а рукописи не горят.

Буквально. Что существует некий мир (миры?), в котором герои по-настоящему хороших книг материализуются и живут своей жизнью, влияя оттуда на нас. И что все хорошие тексты наполняют этот мир животворной энергией, независимо от состояния физического носителя, от его наличия или отсутствия. Рукопись уже сыграла свою пренатальную роль, а дальше может быть, может перестать быть. В точности, как все издания: от первого раритетного, ценимого букинистами до самого позднего, включая полулегальные допечатки сверх оговоренного в копирайте тиража. Идеализм? Махровый, но что поделать, таков фундамент моей системы мира.

А потому Геза, жарящий шашлык из осетрины на первом издании «Подростка» не вызывает у меня негодования, заложенного автором в эти первые страницы, как водится у Сорокина, взявшие за сердце? (душу? ум? нутро!) Он просто безумно нравится мне, циник-грамотей, со своим эскалибуром для переворачивания страниц сжигаемой книги и переносным грилем, и умными блошками (ах, умницы из «Теллурии», хочу-хочу-хочу). И мне нравятся его гастрономические рассуждения о литературе. И все происходящее с ним во время гастролей.

Внезапно ловлю себя на мысли, что страстно хотела бы увидеть, как это происходит: высверк сизо-стального лезвия, страницы, гриль. Должно быть невероятно притягательный ритуал. Что до «Ады (шепотом) – туда ей и дорога, не обессудьте, Владимир Георгиевич, но ведь муторное же чтиво, со всеми ее антитеррами и ванвинами. А Прилепин, за что вы его так сурово? Это ведь вы его имели в виду с Ванкьей? Или там солянка сборная из нескольких младых-незнакомых Положа руку на сердце – это чудесно. А напишите еще про Варю и Колобка. Страсть, как люблю у вас такие истории.

Ветка комментариев


Удивительное дело: в этот раз я не знаю ни одной из упомянутых вами книг. Ну кроме "Подростка" и Брэдбери. В следующей жизни придётся перечитать вашу рецензию :)


Да вроде больно никаких не упоминала. Неужто не читали "13 сказки"? Я по ней лет десять назад совершенно крышей съехамши, 'то была бомба. После перечитала на трех языках - и как бабушка отшептала.

Ванькья - это "Санькя" Прилепина, там есть пародийный пассаж, когда герою предлагают в качестве "дров" по-дешевке молодую поросль современной нам русской литературы.

А "Ада" это Владимир Владимирович. Основная сюжетообразующая деталь Манараги, кстати.


Ничего из этого не читал. И вряд ли прочитаю в этой жизни. Может, в следующей?
А Владимир Владимирович сегодня -- это Путин. Надеюсь, после 2038 года им снова станет Маяковский :)))


Открою вам страшную тайну. Это еще и Набоков))
А про мультики много думала, еще и раньше. до вашей реплики. Но наверно, все-таки, нет.


Про Набокова я догадался :) Не думаю, что он претендует на имя без упоминания фамилии, особенно сегодня. Разве что на ЛЛ может претендовать.
А про мультики "нет" это как? Не победят они в мировом масштабе, по вашему мнению? Так и будут потомки буковки разбирать?


1.Они будут одним из направлений развития и в этот сегмент, скорее всего, уйдет значительная часть культурного продукта, нацеленного на детскую и подростковую аудиторию; порно; а также садизм, не окрашенный сексуально (или не столь явно окрашенный). Используйте бритву Оккама: где уже сейчас проявляется умеренная тяга, там и разовьется максимально. Будут шедевры, как "Унесенные призраками" и "Мононоке" Миядзаки, "Мэри и Макс", тот мультик, который вам предлагала посмотреть. Но они будут исключениями и по-настоящему массовой аудитории не завоюют.
2. Сериалы, согласна с tortila / По-прежнему мыльные оперы, фантастика и фэнтези, ситкомы, криминал - людям нужно ощущение сопричастности, нахождения в кругу своих в режиме жвачки.
3. Большое кино никуда не денется, мы хотим тешить ту часть своего эго, которая отвечает за культурный досуг относительно недорогими, но более элитарными, в сравнении с сидением дома и поглощением сериального продукта, зрелищами. Сочетая их с шопингом и походом в кафетерий.
4.Театр. Просто не уйдет, будет развиваться в двух направлениях по полюсам - шоу и малобюджетные, может даже моноспектакли.
5 Интерактивный театр, как у Нила Стивенсона и Андрея Лазарчука,я про это писала, а вы видели, наверняка.
6. Что-то голографическое с максимальным эффектом присутствия, но более массовое. менее сложное, чем предыдущий пункт..
7. Аудиокниги.

Это только навскидку.


Театр -- отдельная песня. У него огромный потенциал непосредственного общения со зрителем, и это никуда не денется.

Аудиокниги -- это суррогат для тех, кто занят хозяйством или торчит в автомобильной пробке. Эти области "времяпрепровождения" должны претерпеть крупные изменения уже в обозримое время. Это слишком долгий разговор, можно его в принципе затеять, если хотите.

Насчёт остального уверен, что вы не правы.

Про кино я уже высказался. То, что вы перечислили, совсем не противоречит тому, что я написал. Просто добавьте в конце своих слов фразу "и всё это будет нарисовано с помощью компьютера" -- и мы с вами придём к абсолютному согласию :)))

У бесконечного линейного текста будущего быть не может. Он существовал в течение тысяч лет только по одной причине: ничего лучшего не было. Как только станет доступен более богатый формат, буквы выпадут в нишу, которую сегодня занимает, скажем, музыка на виниловой пластинке. Фанаты-маргиналы в любом деле всегда найдутся, это ясно. Но и только.

Можно, конечно, спорить, но стоит ли? Особенной силы в ваших аргументах не видно.
Как говорил Кот Бегемот, история нас рассудит :)))


Не стоит спорить. Да я и не по этой части, более контрпродуктивного времяпрепровождения, чем споры, и измыслить трудно. И они никогда ничего не рождают.

Понимаю. о чем вы. но не добавлю: "и все это будет нарисовано...". Потому что людям нужны люди. И книги никуда не денутся. Бог (в которого вы не верите) напрямую говорит с одним человеком - тем, кто пишет. А не с коллективом исполнителей или рисующей машиной. И это не аргументы. как вы ошибочно подумали, просто констатация.


Ну да, и ещё он добавляет: "и чтоб всё было по старым канонам, никаких мультиков, а не то поджарю!"
Ну если только так :)))


Нет. Вы удивитесь, но в литературе больше одного жанра. И всякий хороший писатель обладает собственным стилем. И ещё есть разные формы.


Кто мешает эти жанры в соответствующем стиле реализовать в виде мультика? Господь Бог?


Никто. Спрос. Вы не любите мультиков. Я не люблю мультиков. Мультгерои не замена людям. Мы в большей степени расисты, чем сами об этом думаем.


Либо вы меня не понимаете, либо спорите из принципа...
Ладно. Как скажете.


Я не спорю. Просто пытаюсь донести до вас мысль, что человек - куда более мощный детектор фальши, чем об этом принято думать и замена живых актёров мультипликационными оставит уровень восприятия на планке : для детей, порно etc. Не обманет, сколь бы технически совершенным ни было исполнение.
А потому на роль основного вида искусства в будущем мультики претендовать е могут.