Больше рецензий

25 октября 2017 г. 12:06

214

4 Не читайте эту книгу.

Не читайте эту книгу, если у вас все хорошо - работа, хобби, возможно, семья. И дети здоровы. Вам оно не надо. Книга про российскую действительность, а в ней с такими людьми, как Илья Толкач вам взаимодействовать не придется. Лариса в книге спорит не с будущим. Антагонист в этой книге - наше общество. В нашем обществе есть разделение на "нормальных" и "других". У других - спецшколы и интернаты. Школа 8 вида, про которую упоминает Лариса - это школа для детей с умственной отсталостью, для аутистов нет спецшкол. Инвалидов изолируют. Не потому, что все они поголовно опасны для общества. А потому, что инклюзия (существование инвалидов в нормальном обществе) - очень дорогое удовольствие, начиная от создания среды и заканчивая адаптацией каждого конкретного человека с особенностями. И из-за этой изоляции обычные люди боятся людей с диагнозом, потому что непонятно, как с ними общаться. Страх вызывает агрессию. Кто не изолирован государством, тот сидит дома. Многие мамы аутистов не выводят на улицу детей, потому что так морально проще, нет давления. У обычных людей нет опыта жизни рядом с инвалидами. Вместе с чтением этой книги стоит смотреть фильм Аркус "Антон тут рядом". Первое своё общение с аутистом она охарактеризовала - "я боюсь". Фильм созвучен книге - главные герои борются с обществом за свое место в нем. В фильме же можно увидеть своими глазами ПНИ. Это место для "других" людей.
Лариса Толкач для меня герой. Она ежедневно делала то, что делать невозможно. Если советовать похожую книгу, то ей однозначно будет "Повесть о настоящем человеке" Полевого. Тысячи тяжёлых шагов для достижения своей цели, хотя ты знаешь, что жизнь не будет прежней. Но ты знаешь, что и с инвалидностью можно жить.
Сейчас государственная демографическая политика направлена на повышение рождаемости. Сады, школы, переполнены. Естественно, людей с особенностями и аутистов в том числе становится больше. Когда родители-активисты, фонды, достучатся до общества? В школьные времена Ильи вся ответственность за его интеграцию в общество легла на плечи Ларисы. Сейчас по закону каждая школа должна иметь инклюзивный класс. Только это все на бумаге, а на деле родителям детей с РАС придётся пройти путь Ларисы. Когда мы все создадим условия для совместной жизни всех людей, даже с ограничениями, когда мы будем жить все вместе в одной среде, тогда эту книгу я буду настоятельно рекомендовать всем. А пока не время. Потому как с этим нужно встречаться лицом к лицу. Одно дело книги читать, другое - видеть перед собой аутиста, который делает что-то странное и думать "а мне что делать? как реагировать?". Сначала нужен опыт общения, потом книжки.
Если же вы уже в теме, то советую прочитать Наоки Хигасида "Почему я прыгаю" - книга мальчика с тяжёлой формой аутизма, которая помогает понять таких, как он. И книга Марии Беркович "Нестрашный мир" - записки дефектолога, работающего с "другими" детьми.