Больше рецензий

20 октября 2017 г. 15:26

819

5 мы понимаем больше, чем знаем

Йоу, господа и дамы.
Спойлеры потеряли стыд.

Первая (и до этой самой поры последняя) книга, которую я прочла у Маргарет Этвуд, была «Рассказ служанки», и она поразила меня, как черепно-мозговая травма вследствие удара пустотелым шлакоблоком (яснее и не выразиться). Поразила, несмотря на специфичную (на мой вкус) феминистическую составляющую (которая мне не очень пришлась по душе), и несмотря на всю вот эту книжную чернуху (её там не много... ну, сравнительно). Кстати говоря, сейчас у авторов, видимо, не складывается гармоничный текст без описания всякого рода разврата во всех шокирующих и не очень деталях, потому что каждая первая с половиной книга такими деталями либо кишит, либо просто содержит их для галочки. Но предложения рождает именно спрос, кхе-кхе.
Но это я отвлекаюсь. Вообще-то, честно говоря, мне на сей пунктик абсолютно всё равно, тем более возрастные ограничения не просто по приколу придумали. Это так, к слову пришлось, как-то заметила, что почти везде присутствует что-то: от эротики до откровенной чернухи... или мне одной такие книги попадаются? В общем, если вот конкретно вам не всё равно – то с Маргарет Этвуд лучше книжных дел не иметь.
Теперь к сути.

Есть такие нелинейные сюжеты, вроде: вот что у нас есть, а теперь давайте посмотрим, как мы к этому пришли. И мы начинаем по ниточке вытягивать из текста все эти моменты, ведущие нас к финалу и с ним же к точке невозврата. Не скажу, что это скучно – да, мы знаем, чем кончится эта история, и что не будет в ней неожиданного поворота, позволяющего этого избежать. Но зато у нас есть прекрасная возможность проследить за тем, как мир подходил к обрыву и делал первый шаг.
Честно говоря, я люблю злодеев. Не всех, конечно, есть абсолютно мерзкие, плохо мотивированные, скучные, банальные, да и просто неинтересные. Но Коростель хорош. Социопат, который возомнил себя богом и судьёй прогнившего мира, в котором бесконечно изобретают всякую дрянь, будь то искусственно выращенные куски куриного мяса, агрессивные, хитрые и генномодифицированные помеси волков и собак, дети на заказ: красота, ум, послушание и какие хотите качества на выбор. Человеческие органы, выращенные в свиньях. Таблетки для регулирования численности населения, в которые Коростель поместил смертельный вирус, бомбу замедленного действия.
Сложно сказать, зачем он это сделал. Коростель занимался наукой и ещё со времён своей учёбы говорил о некоторых вещах: «за этим будущее». Возможно, он уже тогда знал, что никакого будущего уже и не будет, потому что мир стал похож на низкопробное артхаусное кинцо. Потому что к людям «слов» или «образов» никто не относится серьёзно, потому что искусство свелось к выкладыванию слов из трупов, которые клюют грифы. Потому что изобретают только очередную бабочку размером с ладонь или светящегося зайцекролика, змеекрыса и какого-то рыська, а больше ничего не изобретают. Больше ни о чём не говорят. Смотрят только порно и новости. Забывают старые слова. В библиотеках приходится носить фильтр, чтобы не задохнуться от пыли и сырости. Мир наполовину высушен, наполовину затоплен, классовое неравенство перестало беспокоить даже тех, кто на самом дне.

Мир – как сцена для восходящей звезды Коростеля, который придумал таблетки, которые всех убьют. И который создал новый вид людей. Людей, лишённых мыслей о насилии, соперничестве, убийстве и разного рода грехах. Дети Коростеля питаются травой и не убивают животных. Дети Коростеля не нуждаются в вожаке и не борются за право им быть. Дети Коростеля ничего не создают – ни жилищ, ни орудий, ни предметов искусства, ни идолов; они размножаются по расписанию и имеют ограниченное мышление. По мнению Коростеля, только его дети достойны остаться в новом мире.
И Джимми, его когда-то лучший и единственный друг, человек «слов», хоть иногда задающийся вопросами морали (исключительно в мировом масштабе и никак не в собственной жизни), который способен понять даже больше, чем знает. Джимми–Снежный человек останется присматривать за детьми Коростеля и станет их учить. Как учила их когда-то Орикс, в которую они с Коростелем оба были влюблены. Но Орикс не останется. И сам Коростель тоже. Только Снежный человек, которого оставили как будто просто из мести: чтобы он страдал, оставшись единственным простым человеком в новом пустом мире, раз за разом вспоминая вирус, миллиарды смертей, разлагающиеся трупы и хаос.

Книга прекрасна, как могут быть прекрасны антиутопии и постап: атмосфера безнадёжности и необратимости последствий, новый мир, который должен быть лучше, но у него пока не выходит. Страдания главного героя о совершённых ошибках. Прекрасно прописанный гений-злодей со своей жизненной философией. Страх, что когда-нибудь вся эта история со страниц обретёт форму и станет реальностью, потому что уже сейчас что-то к этому идёт...
Может, дети Коростеля и станут новыми хозяевами планеты, будут жить в гармонии с природой и собой. А может, из создателя они сделают бога, из руин человечества возведут новые стены, а через тысячу лет примутся за создание эликсира бессмертия. Исход неизвестен. Как бы то ни было...

Коростель уничтожил мир.
Да здравствует мир.

Огромное спасибо ElenaKapitokhina за совет во флэшмобе 2017. Книга великолепна, я под впечатлением:)

Комментарии


Оч рад, что понравилось! А я чо-т подумал, что никому в этом году не давал советы, приятная такая неожиданность)))
А насчет нелинейных сюжетов - это еще как их соорудить, в этой книжке вроде бы и конец, о котором в начале поминается, не очень ясный, понимать его только по мере чтения начинаешь, да к тому же меня всегда интриговало подобное, та самая точка невозврата, которая скрывается до поры - какая она, что же там произошло-то... хотя здесь какие-то моменты для меня по итогу все равно остались неясны, но, говорят, есть еще вторая и третья книги. До которых я тоже еще не добрался:З


Про продолжения я узнала только в процессе чтения этой части) Может, там действительно подробнее всё раскроется и прояснится. Надо читать:)