Больше рецензий

19 октября 2017 г. 23:19

114

4

Во второй книге повествование заметелило и завьюжило покруче первой. Маги слетелись стервятниками рвать и делить наследство покойной настройщицы амулетов, заодно разгадывать тайну её смерти, попутно вгрызаясь в глотки тем, кто обладает какими-то познаниями в этой скользкой теме, всячески умножая их скорбь, чтоб не выделывались. Маги, как я уже говорила, выше всех похвал, и здесь они развернулись вовсю. Королевский маг, тонкий интеллектуал и избалованный эстет, представший лжецом, трусом, садистом и звероподобным насильником, а потом, ещё одним оборотом, явивший бескорыстный героизм, избавив героев от смерти ценою собственной жизни. Другой маг, убийца, некрофил и извращенец по самой сути своего магического дара, вдруг оказавшийся честным бедняком и болезненно чистоплотным аскетом, а потом обратившийся в мудрого и доброго советника, опекуна при бессмертном короле-ребёнке. Жрец нижнего мира, ведущий себя как предусмотрительный политик, рассчитывающий всё на двадцать шагов вперёд, оплакивающий и приносящий в жертву своих покойных, но неупокоенных учеников. Остальная плеяда тоже добавляет свои звучные ноты в этот стройный хор магических кристаллов. Читай я это двадцать лет назад - смаковала бы и перечитывала с восторгом и упоением. Единственное, что плохо в этом двухтомнике - главные герои. Ни Циклоп, чьё имя вынесено на обложку, ни сивилла Эльза так и не расшевелились в живые образы из картонных теней. Ещё опечалил эпилог "Пятьсот лет спустя". Написан в стиле "давно на Марсе яблони цветут", всем сестрам роздано по серьгам, вся магия основного повествования видоизменена и доступна широким массам. Зачем этот эпилог был написан - непонятно. Расстроил он меня так же, как и "Дайте им умереть", где действующие лица из "Пути меча" превратились в далёком альтернативном будущем в героев комиксов и фантастических боевиков. Зачем? Кроме того, меня не оставляла крамольная мысль - ведь король-ребёнок, ставший бессмертным под воздействием магии янтаря и возвращающийся в детство после каждой большой или малой опасности для его жизни - должен был быть жив и пятьсот лет спустя? Я бы не вспомнила о нём, но в эпилоге мимоходом упоминается вокзал, названный в его честь - вероятно, чтобы подчеркнуть связь веков. Так что же - рядом с ним все пятьсот лет находится добрый маг-советник, рассказывающий воинственному принцу из дремучего средневековья всё более и более запутанную сказку? Или, скорее, короля изолируют от внешнего мира, приставив к нему не терпеливого воспитателя, а неразговорчивого слугу с маковым отваром? Хотя, пожалуй, было бы милосерднее всего, по примеру антипапы из "Гипериона", приставить к нему не слугу, а душителя с обязанностью день за днём убивать бессмертного короля.