Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 октября 2017 г. 14:16

1K

3.5

Книжка, конечно, интересная как свидетельство очевидца, но впечатление от всей этой истории странное. С одной стороны, там попадаются очень верные замечания, например:

Тоша как-то сказал: "Понимание означает действие". Если мы говорим или думаем, что понимаем, а наша жизнь и поступки остаются прежними, это значит, что нам только кажется, будто мы что-то поняли. Правильное понимание неизбежно переходит в правильное действие.

С другой...

Сначала, дочитав до половины, я пришла в некоторое недоумение. Вроде бы то, что там описано, не однажды пересекается с христианским мировоззрением, особенно в отношении влияния светлых и темных сил и борьбы с последними, целительства и некоторых других моментов. Многое похоже и на то, о чем можно в житиях прочесть или в патериках, особенно если отбросить внешние условности, зависящие от культуры эпохи. Но почему-то при этом в православии никто, ни один святой мистического направления, ни в прежние времена, ни тем более в наше время не мог выразить эту вот духовную систему хоть сколько-нибудь внятным и понятным образом, так чтобы можно было ее воплощать в жизнь. Ну ладно, тыщу лет назад они просто выражаться, допустим, не умели или считали, что это слишком эзотерично, чтобы предавать писанию. Ну, есть, допустим, авва Евагрий или Лествичник, но мы их просто уже не в состоянии понять, да и не для нашего времени их наставления. Но ведь в 20-м веке, когда уж можно было бы, казалось бы, выразить нечто на более современном языке и предложить годные практики для духовной жизни, тоже не появилось ничего подобного. Из чего напрашивается вывод, что вообще нет в православии уже людей, которые в самом деле практически "подключались" к той Реальности и что-либо в ней поняли. Ведь тот, кто понял, может объяснить другим. Понятно, что современное монашество это просто фейк в этом смысле, но и не современное, лет 100-150 назад, как видно, было ничем не лучше. Так что, похоже, православие действительно умерло, какая печаль.

Однако, честно сказать, вся эта описанная там борьба света с тьмой мне оказалась совсем не по нраву. Не хотела бы я прикоснуться к такому, даже близко. И "потоки" их благодатные такой ценой нафиг не нужны, по-моему. Меня градус оккультного в этой книге очень сильно напряг. Все эти явления бесовских и ангельских сущностей и пр. Да еще, как мне поведали с Тошей и его группой лично соприкасавшиеся, там было все далеко не столь радужно, как в этой книжке описано. Нормальный агиографический прием: опустим психические проблемы, депрессию, разрушенную семью друзей, брошенную жену и неудавшиеся эксперименты над учениками, оставим битвы с дьяволами, чудесатые чудеса, исцеления, платоническую любовь с какой-то Ольгой, силу свыше, нетление тела, посмертные явления... Блеск! И как все это похоже на православные жития!! просто многое прямо один в один. Вплоть до того, что от этих россказней примерно такой же мандраж возникает, как от каких-н. мытарств Феодоры или там сражений Иоанникия с драконами (ну если это все всерьез принимать, конечно ))) Жития святых, наверное, так же писались. Уберем все сомнительное и неподходящее, оставим победы над дьяволами, прозорливость, целительство, светофеномены, учительство, о неудачных последствиях учительства умолчим, удачные расцветим, и вот пожалуйста, кандидат в святцы готов...

Может, тогда и православная святость, описанная в известных источниках со всеми ее битвами с дьяволом и чудесатыми чудесами, была тоже от психической нестабильности? Не знаю, как все это объяснить с т.з. психологии, но Юнг бы это, видимо объяснил прямым выходом на силы бессознательного (у Беляева что-то такое тоже пару раз мелькает). Отсюда мораль, что все эти сражения православные "с духами злобы поднебесной" - просто путешествия по бессознательному, со всеми вытекающими. не сходили ли эти монахи древние банально с ума от этой православной жизни? то-то они винище хлестали и напивались, о чем многие византийцы писали, высмеивая их. От такой жизни пожалуй что и правда сопьешься. А кто выживал, тот, натурально, начинал видеть фаворский свет )) Вот это все, что Беляев описывает - сияние, наполнявшее комнату и сквозь стены проходившее, все эти лучи свыше итп. Ну это же прямо как с житий списано, или с рассказов Симеона Нового Богослова о явлениях ему Бога и пр.

И подумала я: насколько же адвайта не в пример здоровее - и психически, и с т.з. взгляда на мироздание вообще. Прикольный там еще момент, когда Беляев Тоше говорит, что мол есть же учение о недвойственности, а Тоша отвечает: нет, наш путь - борьба! (с дьяволами т.е.). Ну вот отлично, прямо православная парадигма, воюющий стан и пр. пурга ))) Только православные нынче об этом просто языком чешут, а вот люди делом проходили... нда. Ведь правда же, битвы с дьяволами - общее место всей монашеской литературы, вплоть до физических столкновений и сумасшествия. А кто вынес, того осиявает божественный свет. Да и все эти описания светофеноменов, за которые Григорий Палама копья ломал, по-моему, ничем по сути от описанного Беляевым не отличаются. Только у меня крепнет подозрение, что это все к божественной реальности отношения не имеет. Это все еще какие-то путешествия по бессознательному - своему и м.б. коллективному, но божественное по-любому выше этого, за пределами двойственности. Ну и нафига, спрашивается, тратить силы и подвергать свою психику таким стремным экспериментам, если есть адвайта? Причем Тоша с ко хотя бы от этой жизни имели хотя бы временами метафизические печеньки, а современные православные вообще по большей части ничего не имеют от своих "подвигов", кроме уныния )))

Любопытно, что во второй половине книги Беляев, когда стал описывать самостоятельные свои поиски после ухода от Тоши, как раз именно к адвайте и приблизился. Я уж подумала: образумился человек, теперь все будет нормально. Ан нет! опять их Тоша загарпунил со своим "потоком" в конце концов. Ну, что сказать? Похоже, Тоша просто сделал их энергетическими наркоманами, вот и всё. При чем тут духовная жизнь и тем более освобождение, я право же не знаю. По-моему, никаким освобождением тут и не пахнет.