Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

17 октября 2017 г. 01:52

490

5 Тайная галерея великих романов.

Наверное, многие из нас задумываясь о чем-то начинают рисовать совершенно спонтанные предметы или узоры на полях бумаги, если та удачно оказалась под рукой?
Нечто подобное было близко и Федору Михайловичу, когда в процессе работы он изображал на полях своих рукописей и записных книжек очертания персонажей своих романов и реальных личностей, фрагменты архитектурных зданий и витиеватые каллиграфические надписи. Исследователи отмечают множество таких зарисовок, найденных в черновиках Достоевского – самые первые появились в «Записках из Мертвого дома», а самым богато «проиллюстрированным» произведением оказалось «Преступление и наказание», где можно увидеть, как в авторском воображении выглядели и преображались многие персонажи романа от Раскольникова до старухи процентщицы.
Данный сборник представляет собой предварительное электронное издание графики Достоевского, в котором представлена лишь малая часть его графических набросков и обобщенный комментарий о составляющих чертах художественного наследия Достоевского.

В отличии от Пушкина, Гоголя или Лермонтова, Достоевский мало известен своими рисунками и еще меньше как автор, частью литературного стиля которого было взаимодействие словесной литературной формы и визуального изображения. Это «взаимодействие» заключено в том, что сами портретные рисунки носят шаржированный характер, в чертах которых исследователи замечают сходство с известными личностями или лицами из окружения Достоевского. Зачастую шарж – это зарисовка именно характера, выраженного лишь через утрированное внешнее сходство, поэтому целью Достоевского было не передать внешнюю оболочку, а отразить эмоциональную составляющую характера изображаемого персонажа. Так образы, изначально рожденные под влиянием авторского слова, здесь приобретают собственный характер, свою личность, превращаясь в осмысленный литературный портрет, который запечатлевает в себе свою нравственную сущность. Ценность таких зарисовок в том, что они позволяют в полной мере сформировать представление о многих персонажах, обладающих иногда глубокими, но достаточно неоднозначными описаниями, как, например, образ «сластолюбивого насекомого», выразившийся в последствии в персонажах Тоцкого, Свидригайлова и Федора Павловича Карамазова – согласитесь, представить сложно и интересно, но непременно хочется взглянуть на эту гадость )

Манера рисунка часто является отображением характерных черт своего автора, и рассматривая портреты, выполненные Достоевским, сложно не обратить внимание на аккуратные, неразрывные, контурные линии, характеризующие своего автора, как приверженца доведения мысли до конца, в полном, возможно, затяжном ее объеме; штрихи, выражающие форму, наоборот, мелкие, но удивительно ровные и аккуратные, словно вышитые гладью, характеризуют скрупулёзность отображения, некую педантичную внимательность к мелочам, очевидно, имеющих для него большое значение. Эту же завышенную детализированность можно увидеть и на архитектурных набросках Достоевского, где богатство готических элементов аккуратно упорядочено и уложено в цельную композицию.

При всем перечисленном, многие рисунки явно незавершенные, но уверена, этому есть простое объяснение. Мое предположение заключается в том, что в этом совершенно не было надобности. Рисовал Федор Михайлович полностью для себя и его рисунки, по большей части являлись эскизами, схемами образов, которые должны узнаваться лишь одним единственным зрителем – их автором.

Невероятно многими соображениями хочется поделиться по поводу изображения Достоевским любимой готики, но, пожалуй, я оставлю эту тему на будущее – возможно, мне повезет достать полное собрание графического наследия и составить куда более широкое представление об этой малоизвестной творческой стороне Федора Михайловича Достоевского. Чего и вам желаю.

Очень хочу поблагодарить нашу замечательную Beatrice_Belial за вдохновение, которое она оказывает своими статьями и рецензиями о творчестве таких великих писателей, как Федор Михайлович. Оля, без тебя все вышеизложенные мысли и впечатления так бы и не приобрели форму. Спасибо тебе за то, что ты делаешь.

Комментарии


А я хочу поблагодарить тебя за замечательную рецензию, отличный анализ книги получился) По поводу готики очень плюсую, с особым интересом изучала именно зарисовки готической архитектуры в исполнении Ф.М.

Ценность таких зарисовок в том, что они позволяют в полной мере сформировать представление о многих персонажах, обладающих иногда глубокими, но достаточно неоднозначными описаниями, как, например, образ «сластолюбивого насекомого», выразившийся в последствии в персонажах Тоцкого, Свидригайлова и Федора Павловича Карамазова – согласитесь, представить сложно и интересно, но непременно хочется взглянуть на эту гадость )

Согласна) Описания у многих героев Достоевского действительно неоднозначные, порою даже не так-то просто представить себе того или иного героя. У меня такое было с Мышкиным, например. Но после сериала Бортко я вижу Л.Н. исключительно так, как его изобразил Миронов)) Кстати, ты заметила, что что Ф.М. почти всегда, описывая глаза персонажа, не указывал конкретный цвет, а говорил "ясные глаза", "темные глаза" или "светлые глаза"? Лишь о нескольких героях по-моему указан точный цвет. Любопытная деталь, мне кажется)


Как допишу тебе ответ, покажу маленький сюрприз по поводу рисунков Ф.М.)

Правда, Мышкин хороший пример ) Знаешь, а я когда смотрела этот сериал, сначала не могла привыкнуть к Миронову-Мышкину, как и к Машкову-Рогожину, больно их предыдущие роли свежи в памяти были, но потом в самом деле прониклась, очень поверила в их персонажи ) Хотя еще храню в памяти, как представляю себе своего Мышкина.

Насчет глаз, это действительно интересное наблюдение, так как такая формулировка хоть и обобщенная, но очень характерная, ведь без подробностей можешь представить себе эти глаза... и даже предположить цвет. Спасибо, надо будет посмотреть в глаза некоторым персонажам, вдруг какие-то совпадения не случайны )


Очень заинтригрвана сюрпризом ) Твои наблюдения по поводу рисунков Достоевского дополнили мое восприятие, так что душа хочет продолжения )