Больше рецензий

16 октября 2017 г. 14:37

3K

4.5 Безысходность в украинском селе

Чи воно коли буде правда на світі? чи, мабуть, ніколи не буде?!



"Разве ревут волы, когда ясли полны?" - социально-психологический роман классика украинского реализма Панаса Мирного.

Главная задача реализма, в отличии от натурализма - не только изображение действительности такой как она есть, а её анализ, раскрытие ее противоречий, указывание на причины, породившие устоявшийся уклад жизни. Различные реалисты в большей или в меньшей степени справлялись с этой задачей. Естественно, открыто критиковать строй и общество не давала правительственная цензура, что лишь давало толчок писателям на усовершенствование своего литературного мастерства и остроумия.

Справился ли с этой задачей Панас Мирный?



Чипка

"- Я не буду злий, бабусю!"

В центре повествования - бедный крестьянский юноша Чипка, история которого заканчивается соучастием в массовом убийстве.
Что же сделало из него убийцу? Заслуживает ли он сочувствия? Эти вопросы всегда делят прочитавших книгу на два лагеря: на тех, кто в различной степени, но ему сочувствуют и на тех, кто его резко осуждают. Так что же привело Чипку к такому трагическому исходу?

Последняя глава показывает лишь факт убийства, внешнюю форму этого события. Там не описываются, в отличии от всей остальной части книги, мысли Чипки, его внутреннее состояние. Его угрюмый вид - вот всё, что мы видим. Но недаром автор написал остальные 29 глав. Только рассмотрев жизнь Чипки во всем её развитии, во взаимодействии главного героя с окружением, в его помыслах, сомнениях и душевных терзаниях - лишь тогда мы сможем понять причины поступков Чипки.

И действительно, присмотревшись внимательнее, можно понять, что красной нитью через повествование проходит тема борьбы правды с кривдой, правды с неправдой, справедливости с несправедливостью.

Жизненный путь Чипки


Кривда с самого рождения приходит в жизнь к Чипке и уже никогда его не покинет. Отец Чипки был двоеженцем, который на момент рождения главного героя уже был осуждённым и отбывал наказание. Феодально-христианская мораль, особенно господствующая в деревнях, сразу делает из Чипки и его матери изгоев. Крестьянские дети издеваются и избивают "ублюдка". Мать вынуждена работать в соседнем селе, зарабатывая при этом копейки. Когда же она приходит с работы уставшая и раздраженная, она вымещает всю свою злобу на единственном ребенке. Воспитанием занимается бабка, которая пытается объяснить мировой порядок вещей волей божьей. Но острый ум мальчишки сразу замечает противоречие между щедрым богом и теми крохами хлеба, которые получает его семья. Скорая смерть бабушки дает новый толчок для размышлений. В это время у Чипки проявляются такие важные черты его индивидуальности, как непокорность, озлобленность на мир и людей, сильно выраженное чувство справедливости и острый ум.

Служба пастушком у деда Уласа знакомит Чипку с Грицьком - таким же внебрачным ребенком, как и он. Тогда же главный герой проявляет храбрость и бесстрашие, отправляясь в погоню за волком, утащившим ягненка. После того, как уже пожилого деда Уласа забирают в неволю(опять кривда), Чипка начинает помогать матери вести собственное хозяйство. Тут нужда делает из лентяя, которым до этого являлся Чипка, прилежного работягу. Таким мы и видим его в начале книги - красивого и трудолюбивого юношу. Но кривда опять стучится в двери: через некоторое время община вручает землю Чипки и его матери, в которую они вложили столько сил, пота и крови, какому-то проходимцу из Дона. Выиграть суд у Чипки не получилось - слишком беден был для взятки.

Убежище от несправедливости он находит в горилке, найдя себе компанию из таких же "пропащих людей". Распродав все свое имущество, с подачи "товарищей", Чипка начинает грабеж. Тогда же он впервые убивает человека. Чипку периодически посещает сомнение в правильности такой жизни, желание поменять это, но рядом нет никого, кто бы мог поддержать такие стремления.
Немногим позднее, крестьяне устраивают бунт - требуют выплаты за два года работы на пана после "освобождения". Когда в село вступают солдаты и начинается потасовка, Чипка видит как бьют деда Уласа, сердце у юноши сжимается и Чипка начинает просить остальных крестьян о помощи, а когда же ее не находит, сам вступает в бой с неправдой. Уже в темнице Чипка переосмысливает свой способ жизни и решается вернуться к земледельческой жизни...но только днём - ночами он будет грабить угнетателей - панов, чиновников, шинкарей.

Вернувшись к жизни пахаря, он быстро налаживает хозяйство, завоёвывает уважение у матери и Грицька, также уже давно ставшим земледельцем. Окончательно Чипка отбрасывает свою разбойничью жизнь после свадьбы со своей давней возлюбленной. Его хозяйство крепнет, он становится богаче. Вместе с тем он приобретает популярность у местных крестьян. Потому, когда начинаются выборы в земство, Чипка выдвигает свою кандидатуру, искренне желая помогать людям. Но панам не нужна чернь в управлении, поэтому они быстро его оттуда выметают. Кривда в очередной, и последний раз поражает сердце Чипки. Усугубляют ситуацию смерть тестя, переезд тёщи в его дом, постоянные ссоры в доме, бесплодность жены и отсутствие настоящих друзей - это все толкает Чипку на возвращение к грабежу. Разочарование в мире, в людях делает Чипку полностью равнодушным ко всему - грабит теперь он всех без разбора. И в итоге во время очередного разбоя, он становится соучастником убийства восьми невинных людей, в том числе и детей.

свернуть


Таким образом, корни бандитизма Чипки лежат не в его голове - не его чудачества, не психическая болезнь, не совращение диаволом - не они привели его к такому финалу. Источник бед надо искать в материальных условиях его жизни, в его положении в обществе и взаимодействии с ним. Отсюда следует, что виноватым тут оказывается не Чипка, а людоедские порядки, которые не дают никаких других перспектив, кроме пьянства и разбоя, с одной стороны, и духовной нищеты и угнетения, с другой.

"Разве ревут волы, когда ясли полны?" - само название книги красноречиво говорит нам, что покончить с преступностью можно только покончив с материальными условиями ее порождающими.

Возвращаясь к личности главного героя, можно сказать, что жизнь Чипки, его трагедия - это изображение жаждущего справедливости человека в тех условиях, в которых практически ничто не могло дать ему понимание природы окружающего мира, ничто не могло направить его на путь разумной борьбы за "правду" и против "кривды". Не видя выхода, не имея возможности что-то исправить, Чипке оставался лишь разгул и грабеж, как и многим-многим другим крестьянам того времени.
Да, можно было как Грицько, закрыть глаза на "кривду", стать равнодушным к окружающему миру, заботиться лишь о своем хозяйстве, занять позицию "моя хата с краю". Однако закрывая глаза на несправедливость, ты становишься ее верной опорой.

Существовал и другой выход - сбежать в город. Там бы Чипка получил грамоту, изучал бы общественные науки, сблизился бы с народниками и ими подобными, встав таким образом на путь борьбы против "кривды". Там бы он реализовался полностью, стал бы великим человеком, которого запомнила бы история. Благо, у него были все качества для этого: и острое чувство справедливости, неравнодушие, понимание общего блага, трудолюбие и острый ум. Но это было почти невозможно - не было ни подходящих общественных условий, ни какой-либо революционной интеллигенции в селе. Поэтому такие как Чипка гнили в кабаках. В этом трагедия.

Отсутствовала у Чипки и поддержка среди окружающих - не было настоящих друзей, не было единомышленников. Единственным человеком в селе, кто его понимал и сопереживал была Христя, но то ли скромность, то ли ее замужество не дало ей поделиться своими мыслями с Чипкой, выразить свое сочувствие. Данный момент отлично показывает, что каждому нужен верный друг - "родная душа", которая смогла бы в момент смертельного отчаяния спасти вас от печального исхода.




Крестьянство


Тесно переплетаясь с историей Чипки, идет рассказ про быт и историю крестьян. Истории деревни посвящена целая часть книги, а детали крестьянской жизни встречаются на протяжении всего повествования. Здесь можно увидеть и скотское отношение панов к крепостным, и солдатский грабеж, и то, как одних угнетенных - украинцев ведут подавлять свободу других угнетенных. Здесь же видим и пресловутый "идиотизм крестьянской жизни" с его мракобесием, пьянством, верой в "доброго царя-батюшку и злых бояр", индивидуализмом, равнодушием и безысходностью. Однако, акцент на этом делается настолько слабо, что эти "мелочи" теряются в потоке повествования. И в итоге это забывается читателем. А жаль. Для писателя-реалиста, которому не всё равно на свой народ и процессы, которые в нем проистекают, это довольно серьезный просчёт.




Так справился ли Панас Мирный со своей задачей?


Да. Несмотря на местами пресноватое повествование и тяжелый слог, перед нами хороший роман, описывающий судьбу простого и неравнодушного человека в равнодушной, жестокой среде, лишенной всяких перспектив. Финал оставляет странное чувство неудовлетворенности и много пищи для размышлений, которую нужно продолжительно, порой с усилием, переваривать в своей голове. Но оно того стоит.