Больше рецензий

12 октября 2017 г. 10:14

202

Книга молодой американской девушки Эммы Клайн "Девочки" основана на реальных событиях: она относит нас ко времени секты Чарльза Мэнсона. Роман о подростке Иви, которая живет себе в сонном калифорнийском городке, с мамой, занятой устройством личной жизни, и папой, переехавшим жить к секретарше (клише, клише...) Иви переживает все обычные для одинокого и неуверенного в себе подростка чувства, много раз изображённые в мировой литературе авторами, значительно превосходящими Клайн талантом. Однажды Иви видит компанию из трёх девушек, одна из которых поражает ее своей раскрепощённостью, аурой свободы (ее вызывающий жест - секундное обнажение одной груди - отсылает нас к картине Делакруа). Иви знакомится с девушками, начинает посещать их в странном доме, где они живут коммуной под руководством некоего Рассела. Дальше, вполне предсказуемо, Иви по наущению Рассела и его подруг "ищет новую себя" - ворует, курит дурь, позволяет использовать себя как сексуальную игрушку. Заканчивается все безжалостными убийствами. Нет, Иви, конечно, ничего не делала - она только была свидетелем.
Параллельно уже старая Иви, живущая у старого друга, знакомится с его сыном и девушкой сына. Читатель имеет возможность увидеть, что выросло из этого подростка, как она построила свою жизнь, какие выводы сделала из своих ошибок.
Роман написан ужасно: язык тяжелый, читать скучно, весь он - как жаркий день, который никак не кончается и нет ветерка...Почему же вдруг такое внимание? Что за россыпь одинаковых книг - Эйлин, Все, что не сказала Селеста Инг, и это??? Неужели читатель настолько опримитивел, что его привлекают лишь посредственные описания секса и насилия?
История секты Мэнсона широко известна. Сказать новое слово,? или проанализировать ситуацию с точки зрения какой-либо науки автору романа не удалось. Вопрос о том, как изящный цветочек вдруг превращается в хищное растение, тоже многократно исследовался, особенно литературой ХХ века. Достаточно прочесть книгу Зимбардо "Эффект Люцифера"; достаточно обратиться к "Банальности зла" Ханны Арендт; впрочем, и Волшебная гора об этом же, и еще несколько десятков сильнейших романов.
Я вижу в этой нарастающей популярности подобных романов (псевдо-психологических, с большим фокусом на травме, переживаниях не сформировавшейся психики и тп) тревожный симптом. Все эти книги - дебютные, написаны молодыми выпускницами неплохих университетов. Даже если сравнить их с любой книгой Донны Тартт, под которую они работают - видна огромная разница. Книги Тартт, при всей их тяжеловесности, оставляют след, раскрывают неочевидные связи между событиями, людьми, их душевными переживаниями. Эти же бестселлеры забываются через пару часов: нет худшего показателя, чем этот. Они просто никакие.
Книга в ближайшее время выйдет на русском языке.