Больше рецензий

DjoniMur

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 октября 2017 г. 17:40

310

4.5

А тебе никогда не приходило в голову, что французы ухитрились обставить как великий триумф свою чудовищную катастрофу? И каким же образом? А просто разукрасили как надо громадину каменную. Надо, надо тебе увидеть Триумфальную арку. На ней, понимаешь, надписи — перечислены все битвы французской армии. Победы и поражения. Эта гигантская каменная арка перекрыла даже такие военные катастрофы, как Лейпцигское сражение или взятие Москвы. Никто, глядя на Триумфальную арку, не вспоминает, что Наполеон проиграл важнейшие сражения, вообще войну проиграл. Вот это и есть сила эстетики, понимаешь? Все видится в другом свете, а только это и нужно.

Вот и Уве Тимм все в своей книге «Ночь чудес» обставил именно так. У французов – это триумф катастрофы, в Ночи – тривиальные события, посредственные вещи становятся объектом искусства, писательского мастерства.
Отправной точкой является хорошо знакомая, слишком хорошо знакомая нам… Такая таинственная, зарождающаяся в недрах, воспеваемая в песнях. Такая вкусная, такая горячая, мягкая, незабываемая, многофункциональная, ароматная, с пылу с жару, круглая или плоская, давленная, в мундире или голенькая, скромная и царственная. Такая разная, но все-таки одна. Это – картошка. Картошечка в детстве одно из самых теплых воспоминаний о ней - с салом и зеленым луком, а теперь картошечка – запретный плод – жаренная с грибочками и вприкуску с солеными хрустящими огурчиками, малюсенькими, с мизинчик… к сожалению, мне кроме собственных гастрономических предпочтений с участием сего незабвенного клубня и приключений по выращиванию, уходу и сбору рассказать нечего. Нет у меня в родне тех, кто картошку на вкус словно вино, распознает как у героя книги дядюшка, да и сортов у нас не так много осталось, все поизводилось, а ведь это могла бы получиться интересная тема для исследования.
Собственно сюжет книги-то на этом и завязан, кое-кому в свое время пришла в голову такая прихоть исследовать всевозможные вкусы картофеля, даже был составлен каталог вкусов! А главному герою - писателю - предлагают за солидный гонорар написать статью о картофеле, и он отправляется из Мюнхена в Берлин, еще не оправившийся от разрушения берлинской стены, где отношения между западными и восточными немцами всё еще очень напряженные, за каталогом почившего ученого.
Задумаемся на минуточку, что такое путешествие из одного города в другой в пределах одной страны, пусть даже некогда разделенной? Что в этом странного, вряд ли человек отправляясь из Барнаула в Новосибирск ожидает что-то сверх неординарное. А вот пойдите же почитайте «Ночь чудес», чем-то она перекликается с «Тысячей и одной ночью», где наш герой подобно персидскому царю Шахрияре выслушивает 1001 притчу, сказку или быль от всех встреченных им в Берлине людей, и каждая история одна невероятнее другой. А кто-то не только рассказывает, но втягивают его в нелепые ситуации.
Когда он вдруг решается на поступок, шаг, путешествие, которое, кажется, ни к чему не приведет, и окунается в такую бурю пусть не волшебных, а обычных событий, которые в чужих глазах выглядят странноватыми и даже бредовыми и, как ни странно, почти фантастическими. А ведь он мог бы спокойно сидеть дома, читать книги, курить любимые сигары, мучиться и дальше отсутствием вдохновения и писательских идей за письменным столом и ничего не знать, не видеть, не замирать от страха или внезапного возбуждения, не обмирать от пугающего открытия, никуда ни за кем и ни от кого не бежать. Фух. Остановиться. Я словно разделила с ним этот марафон по берлинским улицам, видела все эти лица, которые вытягивались от удивления или плохо сдерживаемого хохота, глядя на наш затылок, мне позволено было срастись с ним на время.
Где еще можно почувствовать, как тесно связан секс с картофелем. Никогда еще вы не могли представить, что картофель может привнести с собой столько разнообразных историй о сексе. О сексе с вами и без вашего участия. Хотя разговор о сексе тоже не может быть отделен от процесса, ведь даже рассказывая и слушая, все равно получаешь какое-то удовлетворение.

Начинаешь с картошки, а заносит тебя Бог весть куда. При этом и сам изменяешься

Это как революция в сексе, да, да именно как сексуальная революция привела к открытию совершенно новых ощущений, снятие запретов, раскрепощение. Возьмем хотя бы сексуальную революция в Советской России, которая произошла после Октябрьской революции (как глаголет нам интернет), можно себе представить каким было откровением для людей, что оказывается и так и эдак бывает, что все не настолько печально, уныло, банально и скучно, что в этом процессе скрывается множество красок, оттенков, нот вкусов и предпочтений.
Как Петр Первый в России в свое время попытался провести картофельную реформу не увенчавшуюся успехом и только много позже удалось осуществить замыслы Петра при правлении Николая Первого, картошка со временем заменила репу, может быть, все дело было во вкусе? Может быть, сорта были неудачные? Вот так и Роглер, ученый, который пытался привести Германию к картофельной революции, считал, что социальная картошка становилась год от года все экономичнее, и также отвратительнее, вкус пропадал, страна забыла, что такое картофель, а ведь есть на сегодняшний день 4000 сорта. Может быть, мы действительно забыли, что такое картофель?
Если бы мне предложили бы написать статью, то вряд ли что-то из этого могло бы получиться дельное, ну разве, что анализ рентабельности производства картофеля в резко-континентальном климате Сибирского федерального округа. И это была бы даже не пиар-компания белорусского качества. Зато «Ночь чудес» это три дня в Берлине и тут уж и смех, и слезы, и полная панамка неловких ситуаций, но, поверьте, самый кайф – это истории людей, ведь каждая глава заключает в себе законченный трогательный, печальный или веселый рассказ.
Словами одного из героев можно оценить произведение Уве Тимма:

Хорошие истории, они вроде лабиринта

Главное вовремя из этого безумного лабиринта суметь выскочить, пока не прижали хвост.

В рамках Долгой прогулки - 2017. Команда "Суперлучшие друзья"