Больше рецензий

6 октября 2017 г. 15:18

538

4

Действительно, дорожная пикареска.
Только вот дороги в романе не очень много.
Только вот и пикареска - будто бы и пикареска, а будто бы и не очень. Начав вспоминать образцы плутовского романа из ранишних времен, поймём, что в "Шандарахнутом пианино", конечно, многое оттуда: ключевые персонажи-пикаро (Болэн, Кловис, отчасти Камбл), борьба их с богачами, благонамеренными гражданами и даже борьба между Болэном и Камблом. Отсутствие или смазанность композиции (хотя не исключаю, что я чего-то не углядел, конечно), череда эпизодов одной истории вместо одной истории, которую можно поделить на эпизоды - это тоже оттуда, от "хромых бесов", "севильских куниц" и проч. И так далее, и так далее, по мелочи можно ещё набрать общих признаков, но интереснее различия.

Главный герой, Николас Болэн, плутует не то чтобы ради выживания. Так, то ли от скуки, то ли, скорее, от общей своей шандарахнутости. Ну, не нравится ему, когда всё правильно. Не нравится Бах на пианино, но нравится Джерри Ли Льюис (за свои увлекательные отношения с пианинами-роялями прозванный "Убийцей"). Поэтому: войти в долю с сомнительным калекой в его очень сомнительном бизнесе - да, конечно, обязательно.
Поэтому же и любовная линия в романе, скорее, должна обозначаться словом "плутни". Не очень-то он любит Энн, но она ему очень нужна, чтобы "им всем показать" - и Энн в том числе. Что показать? Что-то смутное: что "неправильно" не означает "не правильно". Или что "правильно" не означает "единственно возможный вариант". Но и это всё как-то с ленцой и ни к чему, в итоге, не ведёт.
А тут вообще все плутни ни к чему не ведут.
Почти обязательный, часто фабулообразующий для пикарески мотив подглядывания за голыми бабами здесь мог бы быть опущен без всякого вреда для сюжета. При том, что плутовской роман обычно жив как раз сюжетом.
Из затеи Кловиса с нетопырьими башнями тоже ничего не выходит. И башни не работают, и Кловис умирает, и деньги приходится возвращать. И Болэн финиширует примерно с тем же, с чем начал.
Зато всё это очень удачно иллюстрирует абсурдность происходящего - не в романе, а происходящего вообще. И, наверное, пикареска в мире, где Камю уже написал "Между ДА и НЕТ", такой и должна быть.