Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 октября 2017 г. 18:31

2K

4.5 И в процессе представленья создается впечатленье, что куклы пляшут сами по себе.

Чаще всего мы воспринимаем историческое художественное произведение, как окно в незнакомый мир, где автор рассказывает о людях, похожих на нас и в то же время других, с их страстями, надеждами и мечтами, давая нам возможность отождествлять себя с понравившимся персонажем. В романе Фейбера всё совсем не так.

Здесь автор показывает нам девятнадцатилетнюю проститутку по имени Конфетка, которая при помощи ума, а также множества иных талантов делает головокружительную карьеру от обитательницы борделя до гувернантки в богатом доме. Но он вовсе не собирается рассказывать нам историю, которая могла бы приключиться в викторианской Англии. Нет, его волей мы попадаем в своего рода театр кукол, типа обычных тогда в Англии балаганчиков, где люди-куклы, созданные авторским воображением, обязаны подчиняться своему демиургу, даже если это противоречит их желанию и элементарной человеческой логике. Нелепость их поступков очевидна даже у тех из них, кто умудряется вызвать читательское сочувствие. Так и кажется, что в головах у них не мозги, а вата, набитая автором-кукольником, и по воле своего кукловода они все бредут к какой-то известной лишь ему цели.

В одном из интервью автор поделится с читателями:

Представьте себе девушку, которая всю свою жизнь подвергалась насилию, во-первых, ее матерью, а затем всеми, кого она встречала в своей жизни. К тому времени, когда ей исполняется 19 лет, она уже много лет проститутка. Но она умна. Очень умна. И когда один из ее клиентов влюбляется в нее, эффективно использует свой интеллект, сначала добившись привилегированного положения, а потом помогая ему управлять своим бизнесом. А через некоторое время она становится гувернанткой шестилетнего ребенка. Но мы все знаем, что цикл жестокого обращения с ребенком порочен. Отравит ли она душу этой маленькой девочки, подобно собственной матери?.. Происходит много других вещей - это долгая история, и у меня нет много места, чтобы рассказать об этом

На этот вопрос ответить сможет лишь прочитавший роман. Или не сможет... А так, действительно, события в книге стремительно одно сменяют другое – автор собрал огромный материал об эпохе, в которую поселил своих героев. Эти мелкие детали хорошо отражают то время, но именно персонажи – испорченные, нелепые, возмущающие своей извращенной логикой, заставляют читателя торопливо листать страницу за страницей, в стремлении эту логику постигнуть.

Роман по викториански длинен, более девятисот страниц и в нем нам и вправду покажут багровый лепесток и белый - две половинки этого мира, в котором соединены респектабельные гостиные высшего общества и трущобы Ист-энда, богатство и самая горькая нищета, лишающая человеческого достоинства. Проза Фейбера яркая, чувственная. гротескная и предельно натуралистичная, что так не нравится некоторым читателям, но при этом в ней четко прослеживается карикатурность героев, ситуаций и положений. И если в викторианском романе сословное неравенство чаще всего используется, как основной двигатель сюжета, то в постмодернистском романе Фейбера к этому добавляется то, что присуще современному обществу – одиночество человека среди людей, фатальная подчас неспособность человека изменить свой взгляд на мир или поверить в то, что это может сделать кто-то другой. И это порождает необычные, порой непонятные и читателю, совсем не свойственные XIX веку поступки героев.

Главная героиня романа Конфетка – это такой «маугли» трущоб, выросшая в этой среде и впитавшая в себя ее мораль. И хотя ум ее гибок и ясен, она неизбежно оценивает жизнь с позиций своего трущобного мировоззрения. Да и остальные герои не склонны выходить за рамки своего социального «гетто». Наверное, поэтому автор и не пощадил никого из героев романа – все они, Конфетка, Уильям, Генри, Агнесс, оплатят свои заблуждения своим человеческим счастьем.

И даже к своей любимой героине автор не будет добрее. О, мисс Конфетт, сотканная авторским воображением из мужского бессознательного, фата-моргана каждого мужчины! Женщина, всегда готовая «сделать мужчине все, что он пожелает», и своему создателю в том числе, начав по его прихоти мечтать о замужестве и тем самым подчеркнув свою непроходимую женскую дурость, так отличную от трезвого мужского ума! Ведь ни одному разумному мужчине не придет в голову брать шлюху в жены! В жены он возьмет себе ту, рядом с которой будет чувствовать себя значительным и опытным красавцем, а не обделавшимся засранцем. А ты, нежная, решительная, умная Конфетка, способная из самого завалящего мужчины сделать хозяина жизни, вдохновить, вложить в него свою жажду полноценной и свободной жизни, как … хм, впрочем, неважно. Ты же не можешь быть живым человеком, ты только химера, вечно недостижимая для всего мужского рода, соединившая в себе качества, несоединимые в живой женщине. Недаром автор накидывает флер тайны на твою дальнейшую судьбу, ты исчезла, растворилась во времени и пространстве, чтобы вечно тревожить мужское воображение!

На мой взгляд, автору, хоть и очень своеобразным образом, удалось продолжить традицию викторианского романа, наделив его современным звучанием. Читайте!

Комментарии


Очень интересная рецензия. Спасибо!


Спасибо, что заинтересовались))