Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 октября 2017 г. 11:30

715

5 Лучший постапокалиптический роман современности

Мало кто может представить, насколько красивым и тягучим бывает литературное произведение на тему постапокалипсиса. Канадке Эмили Сент-Джон Мандел удается написать именно такой роман и получить в 2015-м году престижную британскую премию Артура Кларка в области научной фантастики.

Сама по себе «Станция Одиннадцать» — роман небольшой, однако представляющий собой клубок многочисленных сюжетных линий, который распутывать — сплошное удовольствие. Именно в построении романа и в его медленном повествовании и есть его преимущество.

Итак, мир оказался уничтожен одной болезнью под названием, как ни смешно, грузинский грипп. Это менее болезненное умирание, чем у Стивена Кинга в «Противостоянии», однако тоже страшное, поскольку чуть ли не за неделю умерло 99% всего населения Земли. Остался всего лишь 1%. Как они не заразились? Почему выжили? Остается гадать. Но как и бывает в случаях апокалипсиса, многие люди решили, что теперь им дозволено всё, а значит насилие и убийства стали обычным делом.

Действие романа начинается с дня zero (день, когда грузинский грипп начал своё неумолимое распространение) на сцене театра Элгин в Торонто. Шел четвертый акт «Короля Лира», когда актер, исполняющий главную роль, схватился за колонну и начал медленно оседать. Зритель из зала ринулся его спасать — сердечный приступ, понял зритель, обучающийся на медика. И здесь читателю нужно быть внимательным, ведь оба героя важны для всего романа в целом, как важна и маленькая восьмилетняя девочка, занятая в постановке и своими глазами впервые увидевшая смерть. Актера звали Артур Линдер, зрителя — Дживан, девочку — Кирстен.

А дальше роман «Станция Одиннадцать» невообразимо раскрывается, выцеживая информацию по чуть-чуть, перескакивая в пространстве и времени с дня начала апокалипсиса или за много лет до него на двадцать лет вперед после катастрофы, в нынешнее сейчас, когда апокалипсис свершился и больше не ездят машины, не летают самолеты, дети не могут представить, что такое интернет. Эти постоянные временные скачки останавливаются на каждом важном герое, прослеживая его жизнь от начала и до конца, его поступки, случаи, события, его эмоции и то, как он сам и как его творчество может повлиять на мир, когда его самого уже не будет. Оттого персонажи «Станции Одиннадцать» оказываются невероятно подробно прописанными.

Остановка во времени, на моменте сейчас — и есть главное преимущество «Станции Одиннадцать». Потому что будущее, когда существует театр «Дорожная симфония», отправляющийся в долгий путь по оставшимся городам и показывающий выжившим людям представления, играющий музыку и Шекспира, это будущее, этот островок культуры, к которому примкнула Кирстен, это всё напрямую зависит от прошлого: от жизни обычного парня, ставшего знаменитым актером, Артуром Линдером, от его сына, от девочки, любившей играть в его гримерке, от его единственного друга или от медика, пытавшегося его спасти. И это будущее зависит от его первой жены Миранды, той, которая создала «Станцию Одиннадцать», а точнее цикл графических романов про Доктора Одиннадцать, фантастическую историю о межпланетном мире, о людях, желавших вернуться на Землю, о Докторе, который пытался их спасти, но они этого не понимали, об одиночестве, о себе.

Роман Эмили Мандел «Станция Одиннадцать» — удивительная штука. По сути сам сюжет здесь переворачивается, разрывает шаблоны, удивляет и интригует, но разрешение главного конфликта в финале абсолютно нелогично и не следует героическим сюжетным ходам, когда главный герой одолевает злодея. Это разочаровывает. Но роман по сути не в этом. «Станция Одиннадцать» имеет удивительное свойство концентрироваться на моменте здесь и сейчас, когда герой еще не знает, что будет дальше, когда он еще жив, но скоро умрет, когда мир завтра станет другим, а он сейчас здесь, в данный момент, в данной точке, в этом слове он здесь, рядом с читателем.

Так Эмили Мандел раскрывает дар, данный читателю, — книгу можно перелистнуть, и оказаться в прошлом, в будущем, в настоящем, но изменить ничего нельзя. Меняет не читатель, меняет автор. И если у вас есть другое видение истории, если вы, читая «Станцию Одиннадцать», придумываете новые сюжетные ходы или даже новых героев, по сути вы начинаете творить, а значит Эмили Мандел меняет вашу жизнь, как изменило жизнь многих творчество Артура Линдера или графический роман Миранды или Кирстен со своей «Дорожной Симфонией».

Творчество меняет мир, — пожалуй, это один из самых лучших и неожиданных выводов, который может быть у постапокалиптического романа.

Эта и другие рецензии на канале PRO.KNIGI