Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 октября 2017 г. 11:25

523

5 История, которую можно повернуть и посмотреть с обратной стороны

Роман финалистки Букера-2016 Деборы Леви «Горячее молоко» — феномен для литературы. Прежде всего потому, что сложно этот текст назвать эпическим жанром, скорее это пьеса в сюжетном обрамлении романа или поэзия в прозе. На данную жанровую коллизию намекает сама известность Деборы Леви: у себя на родине, в Великобритании, она больше драматург и поэт, нежели прозаик, кроме того в ее библиографии наряду с поэмой и пьесами имеются произведения нон-фикшн и даже радиопостановки.

Сюжетно роман «Горячее молоко» очень простой, оттого он может показаться легким чтением. Двадцатипятилетняя Софи с длинной и непроизносимой греческой фамилией вместе с матерью Розой отправляются из Англии в Испанию, где посреди морского побережья, шума волн, соленого запаха моря, песчаных пляжей, палящего солнца и происходит развитие всей трагедии.

Дело в том, что Софи приходится бросить учебу на антрополога и устроиться на работу в обычную кофейню только ради матери, у которой периодически и абсолютно недиагностируемо отказывают ноги. Накопив деньги, за амброзией богов, то есть за благостным исцелением дочь с матерью или мать с дочерью и отправляются в жаркую страну, где попадают в руки к доктору Гомесу, у которого, мягко скажем, своеобразные методики лечения. Гомес — их последняя надежда, несмотря на то, что некоторые называют его шарлатаном, о чем и пишут синей краской на стене клиники, построенной в виде храма или дворца (в честь умершей супруги доктора).

Однако Гомес благостно влияет на взаимоотношения матери-дочери, прежде всего стараясь разлепить их и поставить отдельно мать, отдельно дочь. Все-таки ноги отказывают у одной, а не у обеих, все-таки у одной из них еще вся жизнь впереди. Софи, на удивление, слушается доктора и отправляется в приключения-исследования себя и своей телесной сущности. Древнегреческие боги когда-то снизошли до ссор, распрей и исследований сексуальной страсти. Софи, зацикленная на изучении своим антропологическим взглядом других индивидуумов, начинает действовать по образу и подобию богов древнегреческих: отдается тому же сценарию и на доли секунды забывает о своей «умной» диссертации, вверяя себя в руки любовников и своего, и другого пола.

В порывах понять себя в симбиозе с другим человеком, Софи кидается в омут отношений то с испанцем, работающем в медпункте на пляже, то с немкой Ингрид, редчайшей красавицей и эгоисткой, которая скрывает ото всех свою трагедию (кстати, трагедии здесь будут у всех, кто-то о них расскажет Софи, кто-то будет молчать, создав вокруг себя еще больший ореол трагедийности). В попытках окончательно осознать, кто она такая, Софи, отрываясь потихоньку от матери, решает отправиться в Грецию к отцу, которого она не видела уже одиннадцать лет. Тот обрел Бога, ушел от них с Розой, когда Софи было пять, унаследовал небольшое состояние и женился на красавице возраста дочери.

В новой-старой семье Софи ждет очередная драма и очередные испытания, из которых она выходит победительницей, гордо принимая свое я и осознавая, что с отцом должно быть покончено навсегда — зачем думать о том, кто о тебе не думает ни секунды? Исследования Софи своей жизни и своего состояния неожиданно приводят ее к свободе и ответственности, — к самостоятельности.

«Горячее молоко» представляет собой калейдоскопическое, мерцающее повествование, напоминающее осколки зеркала, искажающие или отрезвляющие: «И так я выгляжу?» Эта история растягивается и примеряется на любого читателя со своим жизненным опытом и своими трагедиями. Много древнегреческой мифологии, сложные родственные связи, боль от осознания себя собой, отдельным цельным человеком, без каких-либо чужих желаний, — всё это можно найти в тексте, если внимательно смотреть. А еще историю можно повернуть, тогда главной героиней станет не Софи, а Роза, тогда мать расскажет свою историю и скажет своё слово, чтобы в итоге передать его дочери. По-другому никак, люди, в отличие от богов, смертны.

Эта и другие рецензии на канале PRO.KNIGI