Больше рецензий

Arlett

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 сентября 2017 г. 13:58

6K

3.5 Бегство из ада

Любопытная книга-оборотень. Беспомощный и громоздкий в своей надуманности триллер вдруг приобретает гордую осанку, стать и красоту, если разобрать его на запчасти и представить в жанре антиутопии, где родители могут бросить свою шестилетнюю дочь на карусели, где бабушка забила свой дом чучелами животных - они были даже в ванных и на кухне - от самых экзотических до местных кошек и собак, где под каждым кустом сидит педофил, где в школах продают наркотики прямо на уроках, где детям проще выживать на улице, чем под опекой социальных служб. Это точная пародия на наши дни, злой шарж на реальность. Это как «Рассказ служанки» только про чайлдфри.

Под обложкой психологического абсурда и гротескного триллера мы оказываемся в камере для допросов, где сидит девушка Майя с забинтованными руками, а на ее плече виден фрагмент татуировки - крыла бабочки. Это высокохудожественное клеймо она получила в плену у богатого психопата - Садовника, который 30 лет крал девушек и держал их в Саду - своей оборудованной оранжерее. Век бабочек был недолог - до 21 года они жили в Саду (если не умирали раньше от суицида, несчастного случая или выбраковки по беременности), а после из них делали чучело и заливали прозрачной смолой в стеклянном контейнере. Таким образом Садовник дарил им вечную молодость и хранил красоту. Заботливый был мужик. И было у Садовника два сына - садист и трус. Они знали о Саде и иногда навещали коллекцию отца. О ней не знала только его супруга - больная на сердце благотворительница, не задающая неудобные вопросы, которые могли бы нарушить её богатую и комфортную жизнь. В оранжерее для девушек были обустроены комнаты, которые пару раз в месяц отгораживались звуконепроницаемыми автоматическими дверями, когда в Сад приходила бригада рабочих. Никто и никогда за все эти годы на задался вопросом, что за этими железными дверями, зачем они здесь и почему Сад похож на тюрьму и бомбоубежище.

Триллер, откровенно говоря, получился довольно бредовый. Но не без харизмы. Поэтому я читала его как урбанистическую фантастику. И вот, что у меня получилось.

Недалекое будущее. Планета Земля. Нью-Йорк.
Потребительское общество в своей массе составляют люди зацикленные на себе, на своих желаниях и инстинктах. Они продолжают размножаться, продолжают плодить никому не нужных детей, но никакой ответственности за них не несут. Такой вот естественный отбор, до совершеннолетия доживает самый смышленый.

Майя в шесть лет поняла, что в этом мире она сама по себе, до нее никому нет никакого дела. Она - Героиня нового времени. Её характер - оптимален для выживания. Она умеет приспосабливаться к обстоятельствам, полностью самостоятельна, добросердечна с теми, кто этого заслуживает, но таких очень мало. Не нытик. Она принимает то, что не может изменить, и меняет (или хотя бы пытается) то, что может. Она в эмоциональной броне, которую трудно пробить хамскому обществу. Она с детства нарастила на себе эти доспехи, чтобы уберечься от мира. Она презирает ранимость и слабость. Не умеет плакать.

Садовник и его Сад - это готовая модель государства, где психопат обычный диктатор, возомнивший себя богом. Сад - страна со своими законами и правилами. Государство использует своих жителей, управляет ими, подавляет, убирает нежелательные элементы, следит за порядком, дает кров и пищу и берет с каждого по возможности. Называет тиранию заботой. Главный фактор управления - страх. Это только янг-эдалт кишит героями, как коровник мухами. Нормальные люди - боятся. Боятся боли, смерти, неизвестности. И в любом государстве наступает момент, когда в верхах назревает смута и раскол.

Девушки спаслись. Но в ужасе своего плена они забыли, как мерзко на свободе. Мир ждет их как временную сенсацию, чтобы выпотрошить их для таблоидов, съесть глазами на завтрак, запить утренним кофе и выбросить. Теперь они мигранты из ада. Они выжили в Саду. Теперь они должны научиться выживать на свободе.

Прочитано в BOO(n)K(er)е

Комментарии


Весьма любопытная интерпретация. История заиграла для меня новыми красками. Книга, как современная живопись - смысл зависит от интерпретации.